Хороший плохой Маркс

Jun 11, 2013 00:51


Меня всегда удивляло, почему европейская (особенно французская) философия XX века делала столь большую ставку на его идеи. Ведь очевидно же, что практическая реализация теоретических измышлений Маркса в России - пример отвратительного в своей тотальности государственного подавления свобод граждан.

Дочитав «Короткий XX век» Хобсбаума, тяготеющего к марксистскому пониманию истории, у меня сложилось впечатление, что для европейцев и американцев Маркс и в XX веке продолжал означать примерно то же самое, что в России конца XIX века: некое альтернативное существующим режимам учение, адресованное юношам и девушкам романтического возраста, мечтающим изменить мир к лучшему. В начале XX века, к моменту пика популярности в интеллектуальных сообществах концепций Маркса, во Франции, Англии и США революции уже произошли, а демократические институты - сформированы. У них марксистские идеи стали «одними из» идей по реорганизации общества. Своей критикой они дополнили существующие системы, сделав их более стабильными и адекватно реагирующими на проблемы социальной несправедливости. Появление социалистических партий лишило толпу возможности на революцию, но дало им право поиска ответов на свои вопросы в рамках закона, не разрушая при этом самого закона.

Поэтому, в этих странах марксизм стал чем-то «домашним», спокойным и умеренным, а радикальные и грозные призывы призрака коммунизма превратились, в пусть и громкие, и часто даже эксцентричные, но по сути своей мирные и добродушные напоминания о необходимости государственной поддержки сирых и убогих.

Originally published at ipnch's blog. You can comment here or there.

Околофилософия

Previous post Next post
Up