В одно из недавних алкогольных опьянений среди песков «Дюн» придумала новое обоснование морали.
Ход мысли прост:
- Нет абсолюта, с точки зрения которого мы могли бы оценивать осмысленность своей или чужой жизни;
- Каждый определяет смысл своей жизни сам;
- Никто не имеет права ограничивать свободу выбора персонального смысла жизни другого человека.
Если я все просчитала правильно, то из этих положений можно вывести все основные либеральные права, которые потеряли обоснование вместе с деградацией идеалистическо-теологической базы (базы, на основе которой выстроены либеральные программы естественного права Локка и Руссо), избегая при этом «скатывание» в абсолютный скептицизм/нигилизм, т.к. здесь за другими сохраняется их персональные права на жизнь + признание отказа от вмешательства в их личные дела.
Развивая эти тезисы, можно обосновать право на свободный научный поиск, право на свободу слова, совести, выбора сексуального партнера, совершение аборта, эвтаназии и пр. Однако запрет на насильственное вмешательство в жизнь другого оказывается вне закона: «Я не могу изнасиловать другого человека или убить, т.к. у меня нет права ограничивать его свободу выбора».
Ну и приятным бонусом ко всем плюсам теории будет то, что она способна «взорвать» любую коллективистическую мораль: начиная от религиозной, заканчивая тоталитарной, т.к. идеологии этих движений создают иллюзию, будто одни люди имеют право определять смысл жизни других людей, хотя при детальном рассмотрении этого никак нельзя непротиворечиво доказать.
Единственной проблемой в распространении подобной этики станет нежелание большинства принимать отсутствие над-индивидуального смысла жизни. Впечатлительным людям будет трудно признать то, что их убеждения - не более, чем местечковое проявление абсурдности бытия, а все их молитвы, нетленные труды и дети - лишь микроскопическая грязь на карте многих миллиардов лет существования Вселенной, имеющая значение только для них, но не для других.
Originally published at
ipnch's blog. You can comment here or
there.