Войти в одну реку дважды, или Творческая неудача

Jul 13, 2023 19:14

Но сначала предисловие. О черном пиаре. В дни, когда на «Культуре» состоялась премьера моего фильма про Лермонтова и войны на Кавказе, захватили Беслан.
Фильм про антивоенную позицию Курчатова я закончил во время текущей войны.
Премьера фильма на ютубе про нашего гидронавта совпала с недавней катастрофой на «Титанике». Количество просмотров этого фильма резко взлетело.
(Кстати, о том, что там действительно произошло, и что все погибли, мы с героем моего фильма знали уже к вечеру следующего дня, после того, как с «Титаном» пропала связь.)
Конец предисловия.

После того, как я смонтировал свой самый длинный фильм, осталось очень много неиспользованных кусков интервью моего главного героя, касающихся его жизни и работы с первыми отечественными глубоководными аппаратами. Так что, еще работая над первым фильмом, я решил сделать дилогию.



Но второму фильму не хватало идеи. Монтажной и драматургической концепции, которые у меня были при работе над «Мирами…». И тогда я ничего лучше не придумал, как войти в одну реку дважды - полностью повторить концепцию монтажа первой части. Вплоть до игры в титры и завязку. Всё бы было ничего, если бы не отсутствие того роскошного материала, который был в фильме о «Мирах». Дело даже не в разнообразной и яркой хронике, а в отсутствии самих ярких событий, связанных с аппаратами «Пайсис». И тогда я решил, что раз не получается сделать динамично, сделаю камерно - раскрою своего героя в «интерьере» научной атмосферы 1970-х годов, тем более, что о ней до сих пор мало известно широкому зрителю. Смонтировал. Посмотрел. Не то, что прямо скукота, но… В общем не получается. Ну да, рассказа, ну да, местами интересно. Но нет изюминки.
Искал выход, решил, что закончить надо эпизодом красивого перехода рассказа от «приквела» про «Пайсисы» к основному фильму про «Миры». Аппараты эти можно снять в музее Мирового океана в Калининграде. С тамошним директором я был знаком уже 20 лет - в начале 2000-х снимал фильм про этот музей. Решено. Попытка - не пытка. Придумал эпизод, написал текст для директора, прилетел в Калининград. Снял «Пайсис», залез, наконец, в музейный «Мир», заехал на базу, где стоит второй аппарат. Вот только заковыка - харизматичная директор музея не смогла сняться, вместо этого пришлось отдуваться обычному музейному работнику. Нет, она, конечно, молодец, всё отработала, но… невкусно. Без огонька. Обыденно. Я смонтировал эпизод и… положил его на полку. В итоге решил оставить фильм как есть, только несколько отснятых в Калининграде кадров добавил. Блеклость фильма в целом от этого не исчезла, но всё же несколько ярких мазков в нем появилось.

Итак, представляю вам «приквел» основной истории, рассказанной в предыдущем фильме. А уж насколько я придираюсь сам к себе, судить вам. Но сперва, по традиции, аннотация:

Чем больше времени проходит с момента какого-то события, тем больше оно обрастает легендами, заблуждениями и даже вымыслом. Историю советской науки уже постигает та же участь. И тем ценнее становятся рассказы непосредственных свидетелей, а тем более - участников событий.
О том, в каких условиях работали ученые в 1970-х годах, какие у них возникали трудности и сколько сил и смекалки уходило на их преодоление, и поведает в нашем фильме прославленный гидронавт Евгений Черняев. Мы узнаем подлинную историю создания одних из первых наших глубоководных аппаратов - «Пайсисов» - тех самых, которые верой и правдой служили науке много лет и которые стали предшественниками более знаменитых своих собратьев - аппаратов «Мир».

image Click to view



P.S. А вот тот самый эпизод из музея Мирового океана. Сам по себе он не так уж и плох, но просто музейная работница со своей зажатостью ну никак не монтируется с моим главным героем. В результате я назвал это «альтернативный финал» - он практически как в сценарии получился:

image Click to view


миры, пайсисы

Previous post Next post
Up