Никогда не думал, что сделаю документальный фильм длиной больше часа. Ан нет. Но всё по порядку.
Я знаком с Женей (точнее уже с Евгением Сергеевичем) Черняевым 20 лет. Вернее сначала я познакомился с его будущей женой - Татьяной Кузнецовой - нас связала общая работа над документальными фильмами про музеи. И однажды, когда в 2003 или 2004 году мне понадобилось новейшее и редкое по тем временам в стране оборудование - видеомагнитофон формата HDCAM, она предложила обратиться в институт океанологии РАН - у них как раз оно недавно появилось и было подарком от известного режиссера Джеймса Кэмерона в благодарность за помощь в его кинематографических экспедициях. Так я и познакомился с героем моего фильма. Участие в котором, кстати, принял и сам Кэмерон и еще куча других известных людей, включая Гитлера.
Помню одно из первых впечатлений от встречи с Женей - я сижу в одном конце лаборатории и занимаюсь своим делом, а он в другом еще одному сотруднику яростно пытается объяснить его ошибки:
- Ну как же ты тут соединишь-то! Ведь напряжение разное! И контакты! Замкнет - и всё! Пожар, останешься на дне навсегда…
Я особо не вслушивался в их насыщенный профессиональными терминами диалог, сделал лишь один вывод - пилотирование глубоководных аппаратов схоже с шаманством - тут нужно настоящее искусство, это - штучная техника…
С тех пор я много раз встречался с Евгением Черняевым, в том числе и в семейном кругу. Мы что-то обсуждали, расстраивались вместе от положения отечественной науки, да и общества, Женя, со свойственным ему запалом, пытался придумать какие-то выходы… Впрочем, запал этот проявляется лишь на словах, в делах нет более рассудительного, осторожного и выдержанного человека, чем Евгений Черняев. «Очень спокойный глубоководный пилот, у которого по-настоящему стальные нервы» - так отзывался о нем Стивен Лоу, канадский кинорежиссер-документалист, автор фильма «Титаника» - первого о погружении с Женей к затонувшему «Титанику». Собственно эта сторона жизни Евгения Черняева - бесконечные спуски и подъемы, ремонты и модернизации аппаратов, никогда не были предметами наших с ним разговоров - это была само собой разумеющееся часть его повседневной работы, как кино - моя. Но вот настали 2010-е года, спуски прекратились, аппараты стояли законсервированные в ангаре на окраине Калининграда - они всё больше и больше становились частью истории, а большое, как известно, видится на расстоянии…
И вот в 2018-м году, когда мне предложили
халтурку с фильмом об одном нашем полярнике, который мне толком ничего рассказать не смог, я решил обратиться за помощью к Жене - снять его рассказ об их знаменитом совместном погружении на Северном полюсе. Взял с собой видеокамеру и поехал к нему домой. И пока ехал в такси, собственно и придумал этот фильм. Решил, что раз всё равно буду с ним разговаривать, то может быть стоит попросить его рассказать поподробнее о жизни, а главное - о работе. В тот день мы беседовали почти три часа, но так и не успели поговорить обо всем, поэтому летом 2020 года, когда уже получил деньги на фильм от минкульта, я еще раз встретился с ним для продолжения этого спонтанного интервью. И не зря. Передо мной отчетливо, в своем развитии предстала не только жизнь Героя России Евгения Черняева, которая сама по себе интересна и показательна для того времени и изобилует такими подробностями и колоритом эпохи, которые не часто встретишь даже в художественной литературе, не говоря уже о строгих научных статьях, но и история создания и работы уникальных глубоководных обитаемых аппаратов - «Пайсисов» и «Миров». История, рассказанная от первого лица. Во многом непричесанная, иногда сбивчивая, но искренняя и полная - такая, какой ее запомнил мой герой.
Ну, а что фильм? Проблемы смонтировать интервью не было - рассказывал Женя, а иногда красноречиво молчал, весьма увлекательно, а главное - про то, что особо не афишировалось. А вот чем закрывать интервью? Подводные аппараты к тому времени не работали, пришлось искать хронику. Так в фильме появились выжившие в аварии на подлодке «Комсомолец», так появился и Кэмерон, и голливудские актеры, и Гитлер, и еще много-много кто. Скажу одно - пересмотрел больше 100 часов хроники, одного только «Титаника» часов 30. А еще были «черные курильщики», подлодка «Курск», фашистский «Бисмарк», уже упомянутый выше Северный полюс. В общем если изначально я планировал сделать фильм о Жене, то по мере работы он всё более и более обрастал подробностями, в результате стал жить своей жизнью и показал через рассказ Жени всю историю нашей страны 1980-2010 годов и даже основные вехи истории ХХ века.
Фильм я закончил в самом конце 2020 года и сдал в минкульт, однако мне очень хотелось заменить в нем еще несколько кадров, которые надо было найти Жене у себя в архиве. А поскольку человек он занятой, на это ушло два с половиной года. Но в начале июня 2023 я всё же получил заветный материал, вставил его в финальный монтаж и теперь показываю вам. Премьера можно сказать. Впрочем, потерпите еще чуть-чуть - сначала аннотация:
Кто был первым в Космосе в нашей стране знает даже ребенок. Кто был первым на Венере или первым на Луне ответит не каждый взрослый. А кто был первым на глубине? Да-да, и на глубине мы были первыми. Нет, не первым по порядку, но первыми по охвату и изучению 70% территории нашей планеты - глубин Мирового океана.
Наши глубоководные аппараты «Мир» недаром сравнивают с космическими. Их возможностями восхищались ученые и путешественники всего мира - глубже них для работы в пучине никто не доставит.
Какие трудности возникли при создании «Миров», почему именно они использовались на съемках голливудских фильмов и как обстоят дела в наши дни - по-прежнему ли мы - первые на глубине, расскажет в нашем фильме один из командиров подводных аппаратов Евгений Черняев.
Приятного просмотра. Если осилите. Можно в два этапа - так проще.
Click to view