Через час начнётся церемония вручения премии Оскар. Самое время подвести предварительные итоги наградного сезона. В этом году за звание лучшего фильма сразятся между собой девять номинантов, каждому из них я посвятил по абзацу, а фильм Вильнёва даже удостоился полноценной рецензии. К премии Американской академии кинематографических искусств и наук многие синефилы относятся пренебрежительно, но Оскар интересен тем, что отражает положение дел в современном мейнстриме. Пожалуй, 2016 год уже можно назвать неурожайным, но несколько приличных фильмов всё же появилось, и два из них даже привлекли внимание ведущих продюсеров, но не будем забегать вперёд, расскажем обо всех номинантах по порядку.
Прибытие / Arrival (2016) Дени Вильнёв - 7. [
рецензия]
Ограды / Fences (2016) Дензел Вашингтон - 4. Черномазый мусорщик ужасно недоволен своей участью: его считали подающим надежды спортсменом, но карьера не сложилась из-за того, что для бейсболиста он оказался слишком чёрным. По крайней мере, сам герой в это искренне верит. Ситуация в Америке успела в корне измениться, но Трой навсегда остался убеждённым расистом. Во всех своих бедах негр винит исключительно белых и даже своего сына, мечтающего стать профессиональным футболистом, пытается оградить от участи вечного запасного. Он и думать не хочет о том, что пацану дадут реализовать свой талант, несмотря на цвет кожи. Навязчивый лейтмотив - затянувшееся на несколько лет строительство ограды. Таким символическим образом Трой пытается уберечься от неизбежной встречи со смертью, но на деле герой Дензела Вашингтона выносит за пределы своей маленькой крепости и семью, с которой не в силах достичь взаимопонимания. Он пытается сохранить свои представления о мире, несмотря на меняющуюся реальность, ведь обвинять в собственных неудачах других очень удобно. За этим сюжетом стоит самое бесхитростное исполнение, которое только возможно представить. Часто можно услышать мнение, будто «Ограды» напоминают старые телеспектакли. Важно, однако, упомянуть, что за последние десятилетия сценическое искусство настолько далеко ушло вперёд, что с ним под силу тягаться только самому радикальному и новаторскому кинематографу. Вашингтон играет в необъяснимо старомодной манере, строит из себя индюка, даже Виола Дэвис (не самая талантливая актриса, скажем прямо) рядом с ним больше похожа на человека. Создаётся впечатление, что «Ограды» всплыли в наградном сезоне только из-за прошлогоднего скандала, связанного с отсутствием в числе номинантов чёрных актёров.
По соображениям совести / Hacksaw Ridge (2016) Мэл Гибсон - 4. Мелкий засранец в шуточной драке едва не убивает брата, а потом в полугипнотическом состоянии внезапно сознаёт, что мог совершить тягчайший из грехов. После этого его жизнь изменится, а я уже готов поставить фильму заслуженную единицу. Отец Дезмонда - отмороженный мужик, понятно в кого характером мог бы пойти мальчик. «На батюню так повлияла война», - говорит сыну поколоченная мать. Ясное дело, пацанёнок хочет вырасти полной противоположностью своему буйному и несчастному родителю. Отправляясь, в свою очередь, на новую войну, Дезмонд ставит армии США условие, которое позволяет заподозрить в нём тщеславие: парень отказывается брать в руки оружие, чтобы не нарушать заповедь «не убий», он планирует вытаскивать с поля битвы раненых товарищей. Да что вообще этот слащавый поц себе позволяет? В первой половине фильма присутствует всё то, за что я не выношу мейнстрим. Всё это слишком глупо, фальшиво, банально, ванильно, плохо снято и украшено сверху вишенкой в виде кошмарной напыщенной актёрской игры. А ещё Гибсон докатился до того, что неумело цитирует Кубрика. Есть, однако, у «Hacksaw Ridge» и плюсы. Я всегда хотел съездить Гарфилду по роже, настолько он омерзителен, а тут его разочек славно поколотят! И на том спасибо. Из более весомых достоинств отмечу съёмку батальных сцен. Мясо, кишки, кровища! Всё как положено, очень динамично и впечатляюще. Хвала господу, непосредственно война занимает значительную долю хронометража. Нашлось место и безумным массовым атакам, и артиллерийскому обстрелу, и стелс экшену. Конечно, и тут не обходится без соплей, но это уже сопли с кровью.
Любой ценой / Hell or High Water (2016) Дэвид Маккензи - 6. Два брата решают ограбить несколько банков, но обычными бандитами их назвать нельзя. И если один из них - вполне себе заурядный преступник, то мотивы другого сложнее, и он явно мнит себя борцом за справедливость. Бедность - как зараза. Передаётся от отцов к детям. Вырваться из порочного круга практически невозможно, но некоторые пытаются этого добиться, добиться любой ценой. На что только не пойдёшь ради детей, верно? Это вообще интересная тема для разговора. Добропорядочного человека от преступника отделяет лишь поступок. А что отделяет хорошего человека от плохого? Полагаю, у каждого есть своя цена, каждый может попасть в ситуацию lose-lose, сделав в итоге выбор, который поставит его за черту закона. Серьёзная заявка на хороший фильм, не правда ли? Однако, для настоящего успеха Дэвиду Макензи не хватило самой малости - умения снимать.
Скрытые фигуры / Hidden Figures (2016) Тед Мелфи - 3. Меня всегда раздражал конъюнктурный трэш, а «Скрытые фигуры» в этом плане даже хуже «Оград». Достаточно вспомнить, что на Золотом Глобусе минимум двое допустили оговорку, назвав проект Мелфи «Скрытыми оградами». Эта мейнстримная безделушка посвящена трём негритянкам, которые занимаются математическими расчётами для НАСА. По такому синопсису можно предположить, что зрителей ожидает фильм-катастрофа, но на деле всё куда прозаичнее и скучнее. Место действия - США, время - 1961 год. Ну, вы уже догадались, что речь пойдёт об отдельных туалетах для чёрных и прочей дребедени. Подаётся это, как правило, с некоторой долей юмора, но пафоса избежать не удалось. Холодная война в самом разгаре, американцы из кожи вон лезут (как из белой, так и из чёрной), чтобы опередить Союз в борьбе за космос. В это же время цветные боролись за свои права в Штатах. Капиталистам приходилось воевать на два фронта, первую локальную битву выиграли коммунисты, но к началу девяностых красные потерпели очевидное тотальное поражение, а чёрные, напротив, добились успеха. Это единственная причина, почему такие заведомо убогие и никому ненужные фильмы существуют и активно пиарятся. Сложись история чуть иначе, в номинанты попали бы «28 панфиловцев», а на «Ограды» и «Скрытые фигуры».
Ла-Ла Ленд / La La Land (2016) Дэмьен Шазелл - 6. Принято считать, что опера и балет широкой аудитории не интересны, поэтому сто лет назад в качестве эксперимента традиционные сценические жанры заменили доступной и понятной каждому жвачкой. Сейчас развлечения такого рода вытеснили концерты поп-музыки. Конечно, даже с настолько плохими входными данными можно что-нибудь придумать. Скажем, «Поющие под дождём» поражают постановкой танцевальных номеров, а в некоторых других мюзиклах можно встретить симпатичные мелодии. «Ла-Ла Ленд» в этом плане не выдерживает конкуренции с лучшими представителями жанра: вокальные данные Райана Гослинга и Эммы Стоун оставляют желать лучшего, танцевать они не умеют, стилистически проект Шазелла смотрится слишком консервативно. Например, пародийный номер в фильме Коэнов «Да здравствует Цезарь!» поставлен намного оригинальнее. Можно, однако, зацепиться за сюжет. История любви джазового музыканта и девушки, мечтающей стать актрисой, кажется банальной, пока мы не начинаем понимать месседжа авторов проекта. К этому, пожалуй, добавить-то и нечего. «Ла-Ла Ленд» выглядит и звучит традиционно. Несмотря на то, что по ходу фильма зрительский слух будут ласкать джазовые мелодии, все песни до одной примитивны, высокопарны и слащавы. Я никак не могу взять в толк, зачем нужно было затевать весь этот кипиш? Только ради того, чтобы снять ещё одну клишированную музыкальную комедию? В «La La Land» вы не услышите black metal, не увидите марширующих нацистов или инопланетян. Да, Шазелл хорошо владеет ремеслом, концовка решена очень красиво, но, к сожалению, талантливый молодой мастер сделал шаг навстречу востребованной игре в жанровую ностальгию.
Лев / Lion (2016) Гарт Дэвис - 5. Совсем ещё мелкий чумазый индус ворует уголь вместе с братишкой и получает за это на чёрном рынке два пакета молока. Чтобы как-то выживать ребятам приходится идти на преступление, но в одну из злополучных ночей Сару при очередном походе «на работу» теряется где-то далеко от дома. Вернуться у него не получается из-за надуманных причин и пацан становится беспризорником. Вот до чего жизнь воровская довела! Мальчик несколько раз сталкивается с плохими людьми, но Гарт Дэвис не рискует изображать изнанку жизни нищих и бездомных во всей её красе, автор фильма сглаживает углы, благодаря чему «Лев» выглядит слишком уж лощёно. Киношная беднота, как это часто бывает в мейнстриме, выглядит крайне неубедительно. Когда события переносится в благополучную Австралию, то лучше не становится, скорее уж наоборот. Повзрослев, Сару мало что помнит об Индии, так как превращается в австралийца, но стечение обстоятельств заставляет его броситься на поиски матери и брата. У него не так много шансов вновь обрести свою семью, но их точно куда больше, чем у зрителей, ищущих в проекте Гарта Дэвиса крупицы оригинальности. Из года в год нас кормят однотипными беззубыми драмами «под Оскар», спекулирующими на простых эмоциях. «Лев» - не самое плохое, но ужасно приторное кино, которое наверняка придётся по вкусу достаточно широкому кругу зрителей, так как оперирует старыми шаблонами, показавшими свою высокую эффективность. Ну, а синефилам с царём зверей не по пути.
Манчестер у моря / Manchester by the Sea (2016) Кеннет Лонерган - 6. Мужчина, умирающий от сердечной недостаточности в самом расцвете сил, неожиданно оставляет шестнадцатилетнего сына на попечение своему брату. Ли Чандлер - сомнительный кандидат на роль опекуна. Его жизнь давно пошла под откос и на то есть самые основательные причины. Вечно хмурый, недовольный собой и окружающими, Ли будто бы просто доживает отведённый ему на земле срок. Часто мы становимся свидетелями историй, в которых внешне благополучная семья страдает из-за причуд трудного подростка, в «Манчестере у моря» всё обстоит иначе: совершенно нормальный парень становится заложником ситуации из-за особенностей характера своего дяди. Кеннет Лонерган слой за слоем раскрывает прошлое Ли, поясняя, что дело не в скверном нраве героя Кейси Аффлека, а в жизненном опыте. Неожиданный успех фильма порождает множество вопросов, свести которые в итоге можно к одному: как так получилось, что Кеннет Лонерган, не продвинувшись в умении снимать кино ни на дюйм со времён «Маргарет», свёл с ума всех критиков? Заметно, что над фильмом трудился человек, чья работа - писать сценарии (не самые выдающиеся), а мастерством постановки он овладел только на уровне старательного студента ВГИКа. Об этом можно спорить до посинения, но искусство - это прежде всего «как», а не «о чём». Вряд ли подобное инди чем-то удивит тех, кто отдаёт предпочтение режиссёрскому кинематографу. «Манчестер у моря» от начала и до конца - чисто актёрское кино. Отбросив в сторону снобизм, признаем, что в своей нише именно работа Лонеграна может считаться лидером сезона. Прекрасный ансамбль возглавляет Кейси Аффлек. Всё идёт к тому, что он возьмёт свой первый Оскар, и на сей раз эту статуэтку хороший актёр получит не просто за сумму заслуг, а за отличную игру.
Лунный свет / Moonlight (2016) Барри Дженкинс - 7. Драма в чёрно-голубых тонах стала одним из самых заметных событий в мире кино в 2016 году. Фильму даже удалось урвать Золотой Глобус. Сдаётся мне дело не только в сюжете, но начать стоит именно с него. «Лунный свет» - история взросления чёрного гомосексуалиста, поделённая на три акта. В первом мальчика регулярно травят в школе за то, что он не такой как все, хотя пацан сам толком не понимает, что же с ним не так. Во втором Шарон достигает подросткового возраста и сознаёт свою гомосексуальность. В третьем он уже зрелый здоровый мужик, который упорно прячет от других свою истинную сущность. Проблема в том, что в бедном районе черномазый гей - это настоящее клеймо, побороть предрассудки очень сложно, но хуже всего то, что парень сам отказывает себе в праве быть тем, кто он есть. Запереться от всех, носить всю жизнь маску крутого ниггера, когда в душе ты тонкая натура - настоящее наказание. Конечно, мы можем сказать, что главный герой - слабый человек, он не нашёл в себе сил пойти против общественного мнения, но ведь большинство людей слабы, и в этом-то уж точно нет ничего плохого. Люди становятся изгоями, причём изгоями в своих собственных глазах по каким-то надуманным причинам. Ну, накурились какие-то ниггеры марихуаны, подрочили друг другу...почему вообще это кого-то должно касаться? Наверное, дело в том, что люди испытывают потребность в доминации, им нужно над кем-нибудь издеваться. Такова наша биологическая сущность. Если в обществе перестанут травить геев, тогда все начнут унижать гомофобов. Во всяком случае, примерно так трактую закон сохранения пиздюлей лично я. Дженкинс, однако, не так прост. Снят фильм мастерски! Особое внимание стоит уделить операторской работе, монтажу и звуку. Именно благодаря своей эстетской форме «Moonlight» кажется мне по-настоящему привлекательным претендентом на Оскар. Красивая и тонкая вещь, не такая прямолинейная, как это может показаться по синопсису.