ФЛОРЕНЦИЯ ГЕНИЯ ДАНТЕ
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу…
Эти строки знает даже тот, кто не читал всей «Божественной Комедии» известного флорентийца Данте Алигьери.
Я готовился прочитать эту поэму двадцать лет. А когда прочитал за два дня и одну ночь, то невольно задался вопросом: почему это Комедия? И почему Божественная? Почему Ад производит гораздо более сильное впечатление, нежели Рай? Есть такое понятие как «гений места». Флоренция известна тем, что здесь жили и творили поэт Данте Алигьери, писатель и поэт Джованни Боккаччо, художник Сандро Боттичелли, художники Перуджино и Рафаэль, путешественник Америго Веспуччи, учёный и художник Леонардо да Винчи, поэт и философ Николо Макиавелли, скульптор Микеланджело Буанарроти, писатель Бенвенуто Челлини, учёный Галилео Галилей и другие.
Во Флоренции в 1868-1869 гг. жил и закончил роман «Идиот» Фёдор Михайлович Достоевский.
Здесь же создавал «Пиковую даму» в 1890 году Пётр Ильич Чайковский.
Кинорежиссёр Андрей Тарковский был избран почётным гражданином города, также как и поэт Иосиф Бродский. Городом-побратимом Флоренции является наш Санкт-Петербург.
Флоренция в переводе означает «цветущая». Город был основан, по некоторым источникам, в 59 году до нашей эры для римских солдат-ветеранов чуть ли не самим Юлием Цезарем.
Ныне во Флоренции практически отсутствуют крупные предприятия; она центр ремесленного искусства и музей под открытым небом.
Флоренция - столица итальянского Возрождения. Благодаря обилию музеев её ещё называют «Афинами Италии». Именно с Флоренцией связывают такое психосоматическое расстройство как Синдром Стендаля, когда человек находится в месте сосредоточения большого числа объектов искусства и у него возникает головокружение, галлюцинации, учащается сердцебиение. Когда мы приехали во Флоренцию, случилось чудо: дождь прекратился, а когда уезжали, начался вновь. Покровителем города считается Иоанн Креститель. Узкие улочки между высоких домов поражают воображение. Кажется, ходишь по лабиринту, хотя город построен по строгим римским канонам. Улицы Флоренции, площади, дворцы и храмы украшены творениями великих итальянских мастеров. Отсюда берёт начало могущественная династия Медичи. Медичи были не только банкирами, но и собирателями прекрасных произведений искусства. После смерти последнего Великого герцога Тосканского Гастона Медичи в 1737 году его сестра Анна Мария Луиза передала в дар городу всё собрание семьи. Теперь им могут любоваться все. Главный собор Флоренции - Санта-Мария дель Фьоре, построенный в XIII - XIV вв. под руководством Арнольдо ди Камбио, является третьим по величине (!) сооружением в мире. Рядом находится колокольня Джотто.
В базилике Санта-Кроче похоронены великие флорентийцы: Микеланджело, Николо Макиавелли, Галилео Галилей. Её начали строить в 1294 году, но по легенде её основал сам святой Франциск Ассизский.
Исторический центр Флоренции - площадь Синьории. Здесь можно полюбоваться на коллекцию скульптур, среди которых шедевры Микеланджело "Давид", "Персей" Челлини и другие.
Со школьных лет помню фотографию статуи «Давид» в учебнике истории, но не подозревал, что она столь велика. Для статуи была доставлена огромная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом». С каждым десятилетием она уменьшалась из-за губительного воздействия осадков. После попыток многих скульпторов, завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буанарроти.
Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года. Статуя была выставлена на площади Синьории в 1504 году 8 сентября.
Флоренция чуть не лишилась великих произведений искусства из-за фанатизма монаха Джироламо Савонарола. Он призывал к религиозному и нравственному очищению, к исполнению заповедей Христа, к отказу от роскоши. Увлечённые его проповедями горожане бросали в костёр картины, скульптуры, красивые ткани, драгоценности. Но в 1498 году Савонаролу повесили, а труп сожгли на площади Синьории. Другой известный флорентиец Данте Алигьери - один из основателей литературного итальянского - родился в 1265 году, умер в 1312. Мир его помнит прежде всего как автора «Божественной Комедии».
О судьбе Данте Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.
Известный портрет Данте Алигьери лишён достоверности. Боккаччо изображает его бородатым вместо легендарного гладко выбритого. Однако в общем его изображение отвечает нашему традиционному представлению: продолговатое лицо с орлиным носом, большими глазами, широкими скулами и выдающейся нижней губой; вечно грустный и сосредоточенно-задумчивый.
Жизнь Данте в ранней юности неизвестна. Своё первоначальное образование он признавал недостаточным. Первое впечатление его детства: как он, девятилетний мальчик, залюбовался на майском празднике девочкой восьми лет, дочерью соседа, Беатриче Портинари.
Впечатление от этой встречи обновилось в нём, когда девять лет спустя, он увидел её снова уже замужней женщиной, и на этот раз увлёкся ею. Беатриче становится на всю жизнь «владычицей его помыслов», прекрасным символом того нравственно поднимающего чувства, которое он продолжал лелеять в её образе. Она могла быть такой...
По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нём поэта явилась трепетная и благородная любовь к юной и прекрасной Беатриче.
Любовь к Беатриче получила для него таинственный смысл; он наполнял ей каждый момент существования. Когда в 1290 году Беатриче внезапно умерла, поэт был безутешен. В 1295 году он написал автобиографическую исповедь "Новая Жизнь" ("Vita nuova"), ставшую поэтическим документом его любви.
Женился Данте Алигьери в 1298 году на Джемме Донати. Это был один из тех деловых браков, браков по политическому расчёту, какие тогда были приняты.
В те времена во Флоренции враждовали две политические партии - Черки и Донати. Семья Данте Алигьери держала сторону партии Черки. Когда в 1302 году Данте был изгнан вместе со своей партией из Флоренции, Джемма осталась в городе с его детьми, сохраняя остатки отцовского имущества.
В последние годы Данте жил в Равенне, и в долгие годы изгнания ни разу не подумал вызвать к себе жену. Он слагал свою «Божественную Комедию» в прославление Беатриче, но Джемма в ней не упомянута ни словом.
Данте Алигьери был человек строго религиозный. Любовь казалась ему чем-то священным, таинственным, в чём плотские мотивы улетучивались до желания лицезреть Беатриче.
«Для этого я тружусь, насколько могу, - про то она знает; и если Господь продлит мне жизнь, я надеюсь сказать о ней, чего ещё не было сказано ни об одной женщине, а затем да сподобит меня Бог увидеть ту, преславную, которая ныне созерцает лик Благословенного от века».
Беатриче становится для Данте «молодой сестрой ангелов»; это божий ангел, говорили о ней, когда она шла, венчанная скромностью; её ждут на небе.
Каждая встреча с Беатриче, её улыбка, отказ в привете - всё получает серьёзное значение, над которым поэт задумывается, как над совершившейся над ним тайной; и не над ним одним, ибо Беатриче - вообще любовь, высокая, поднимающая. Любовь для Данте «это духовное единение души с любимым предметом; любовь разумная, свойственная только человеку (в отличие от других сродных аффектов); это - стремление к истине и добродетели».
Однако для большинства современников Данте был просто амурным поэтом, одевшим в мистические краски обыкновенную земную страсть с её восторгами и падениями.
Данте изменил умершей Беатриче лишь единожды с живой женщиной(!), но ощущал это, как тяжёлый укор, как позор. Гордость и любовь - страсти, которые Данте сам признает за собой, от которых очищается, восходя по уступам Чистилища к Беатриче.
С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой - Эмпирею, обители Господа.