Обновленцы взяли на себя роль государственной церкви, образовали самостоятельное Высшее Церковное Управление, потребовали низложения патриарха Тихона. Новая власть благоволила расколу Церкви и поддержала обновленцев. В это же время активизировалась обновленческая печать. Издания обновленцев выходят во всех крупных городах России: «Камо грядеши?», «Ко Христу», «Живая Церковь» (Москва), «Голос живой веры» (Тамбов), «Обновленцы Церкви» (Челябинск), «Голос Церкви» (Минусинск), «Церковное обновление» (Рязань), «Друг православного народа» (Саратов), «За Христом» (Пермь) и др. Центральным органом обновленцев стал, вышедший в1924 г. «Вестник Священного Синода Православной Церкви». Тираж его составил 4000 экз. В нем печатаются известные идеологи обновленчества митрополит Александр Введенский, профессоры Б.В. Титлинов, С.М. Зарин, А. Покровский. В статье «Историческое обоснование обновленчества» (1925 г.,№2, с.11), Б.В. Титлинов пишет: «Христианство на стороне трудящихся масс, а не верхов, и…социальная неправда столь же противна духу христианства, как и естественному сознанию трудящегося человечества…Мы, обновленцы, выдвигаем идею реформаторства, идею творчества…во всем, что касается внешней стороны культа…И если утверждать, что в обновленческом движении неприемлем его революционный элемент, то надо поставить крест над русскою церковью за несколько веков раньше».
Профессор считает, что внутрицерковный переворот 1922 г. и реформа Петра I, упразднившая патриаршество - одно и то же. Однако аналогия весьма приблизительная. Почти во всех номерах идет суд над «тихоновщиной» и «тихоновцами». В «Обращении Священного Синода» прямо заявляется, что «…Личность почившего послужила предметом разделения Православных вообще и Москвичей в частности…Пора забыть нам и самые слова «тихоновцы» и «обновленцы», а только памятовать о том, что мы все - православные, дети единой Матери Церкви». Однако обновленцы продолжают противоречить себе, и чтобы угодить большевикам, не упускают возможности покритиковать почившего Патриарха. В №3 за тот же год публикуется посмертное завещание патриарха, перепечатанное из «Известий ВЦИК» от 15 апр. 1925 г. В статье «Тихоновское завещание» подчеркивается, что позиция бывшего патриарха ничем теперь не отличается от позиции обновленцев, которые выразили лояльность советской власти ещё в 1922 г. и «во имя церковного долга и спасения церкви от политиканской деятельности патриаршего управления выступили в 1922 г. против патриарха». Это "Завещание" звучит так: "Божиею милостию, Смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Церкви Российския. Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
В годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничто не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяжелую обязанность - устранение жутких последствий кровопролитной войны и страшного голода.Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти еще в январе 1918 года издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашенный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу и в том числе и нашей Православной Церкви права и возможность жить и вести свои религиозные дела, согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает общественного порядка и прав других граждан. А поэтому Мы в свое время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и рабоче-крестьянскую власть народов, правительство коей искренне приветствовали. Пора понять верующим христианскую точку зрения, что «судьбы народов от Господа устрояются», и принять все происшедшее как выражение Воли Божией. Не погрешая против Нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении Мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее. Вознося молитвы Наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших силы свои во имя общего блага, Мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с Нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи рабоче-крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага. Призываем и церковноприходские общины, и особенно их исполнительные органы, не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть - действительно Народная рабоче-крестьянская власть, а потому прочная и непоколебимая. Мы призываем выбирать в церковноприходские советы людей достойных, честных и преданных Православной Церкви, не политиканствующих и искренне расположенных к Советской власти. Деятельность православных общин должна быть направлена не в сторону политиканства, совершенно чуждого Церкви Божией, а на укрепление веры Православной, ибо враги Святого Православия - сектанты, католики, протестанты, обновленцы, безбожники и им подобные - стремятся использовать всякий момент в жизни Православной Церкви во вред Ее.
Враги Церкви прибегают ко всякого рода обманным действиям, понуждениям и даже подкупам в стремлении достигнуть своих целей. Достаточно посмотреть на происходящее в Польше, где из 350 находившихся там церквей и монастырей осталось всего лишь 50. Остальные же или закрыты, или обращены в костелы, не говоря уже о тех гонениях, каким подвергается там наше Православное духовенство. Ныне Мы, с милостию Божией оправившись от болезни, вступая снова на служение Церкви Божией, призываем вас, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, осудив еще раз всякое сопротивление власти, злонамеренные против нее умышления, мятежи и всякую против нее вражду, разделить Наш труд по умиротворению паствы Нашей и благоустроению Церкви Божией. В сознании лежащей на Нас обязанности блюсти чистоту жизни Церкви, первее всего ищущей спасения людей и осуществления в жизни вечных Божественных начал, Мы не можем не осуждать тех, кто в забвении Божьего, злоупотребляя своим церковным положением, отдается без меры человеческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характер, и потому по долгу Первосвятительского служения Нашего благословляем открыть действия особой при Hac комиссии, возложив на нее обследование и, если понадобится, и отстранение в каноническом порядке от управления тех архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью, предавая таковых суду Православного Собора. Вместе с этим с глубокой скорбью Мы должны отметить, что некоторые из сынов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись за границей деятельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для Нашей Церкви. Пользуясь Нашим именем, Нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контрреволюционную деятельность. Мы решительно заявляем: у Нас нет с ними связи, как это утверждают враги Наши, они чужды Нам, Мы осуждаем их вредную деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном порядке и вопреки канонам Нашей Церкви действуют от Нашего имени и от имени Святой Церкви, прикрываясь заботами о Ее благе. Не благо принес Церкви и народу так называемый Карловацкий Собор, осуждение коего Мы снова подтверждаем, и считаем нужным твердо и определенно заявить, что всякие в этом роде попытки впредь вызовут с Нашей стороны крайние меры вплоть до запрещения священнослужения и предания суду Собора. Во избежание тяжких кар Мы призываем находящихся за границей архипастырей и пастырей прекратить свою политическую с врагами нашего народа деятельность и иметь мужество вернуться на Родину и сказать правду о себе и Церкви Божией. Их деяния должны быть обследованы. Они должны дать ответ церковному Православному сознанию. Особой комиссии Мы поручаем обследовать деяния бежавших за границу архипастырей и пастырей, и в особенности митрополитов: Антония (Храповицкого) - бывшего Киевского, Платона (Рождественского) - бывшего Одесского, а также и других, и дать деятельности их немедленную оценку. Их отказ подчиниться Нашему призыву вынудит Нас судить их заочно. Наши враги, стремясь разлучить Нас с возлюбленными чадами, вверенными Богом Нам - пастырям, распространяют ложные слухи о том, что Мы на патриаршем посту не свободны в распоряжении словом Нашим и даже совестью, что Мы засилены мнимыми врагами народа и лишены возможности общения, с паствою Нами ведомою. Мы объявляем за ложь и соблазн все измышления о несвободе Нашей, поелику нет на земле власти, которая могла бы связать Нашу Святительскую совесть и Наше патриаршее слово. Необязательно и с великим упованием взирая на грядущие пути Святого Православия, Мы смиренно просим вас, возлюбленные чада Наши, блюсти дело Божие, да ничтоже успеют сыны беззакония.
Призывая на архипастырей, пастырей и верных Нам чад благословение Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова Апостола: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). Вместе с этим Мы выражаем твердую уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит Нашу власть относиться к нам с полным доверием, даст Нам возможность преподать детям Наших пасомых закон Божий, иметь богословские школы для подготовки пастырей, издавать в защиту Православной веры книги и журналы. Всех же вас да укрепит Господь в преданности Святой Православной вере, Церкви и Ее иерархии.
Патриарх Тихон Москва, Донской монастырь. 25 марта (7 апреля) 1925 года".
Однако большая часть православных не приняла доводы обновленцев, некоторые усомнились и в том, что послание мог написать сам патриарх. «Вестник Священного Синода Православных Церквей» традиционно состоял из официальной и неофициальной части. В официальной части «Вестника» письма и обращения, послания к чадам Церкви, к православным патриархам других стран, с которыми ВЦУ обновленцев поспешило завязать теплые отношения. В неофициальной части - отделы церковно-общественный, научно-богословский, отдел церковной жизни заграницей, миссионерский и провинциальный отделы. В своих публикациях обновленцы объясняют, что белое (немонашествующее) священство, как в старые добрые апостольские времена, может выдвигаться в епископат, (однако в среде самих обновленцев это правило привело к процветанию второбрачия, разводам, соответственно умалению духа благочестия в священстве). Одной из важных проблем того времени было получение духовного образования, дефицит священнических кадров. Статьи о духовном образовании свидетельствуют о трудностях, с которыми сталкивалось церковное управление при финансировании духовных учебных заведений. Государство обязывало церковь самой заботиться об их материальном состоянии. Огромных трудностей стоило получить разрешение на деятельность духовных вузов. Некоторые курсы проводились нелегально. В Москве действовала Московская Богословская Академия, в Ленинграде Высший Богословский институт, средства на содержание которого получались « от пожертвований американских верующих, Ленинградского епархиального управления и частных лиц»(№3,1925).Часто преподавателям нечем было платить за работу. В частности заведующий Просветительским Отделом проф. С. Зарин сообщает, что «труд части профессоров не оплачен за прошлый учебный год» (№12-13,1926). Священный Синод публикует распоряжение о проведение по церквам однодневного сбора «в пользу Высших Богословских Школ (№3,1927). Обновленцы неоднократно выступали за реформацию церковно-славянского языка. Профессор Н.Г.Попов на страницах «Вестника» пишет «о неотложной необходимости перевода православного богослужения с славянского языка на русский»(№10б, 1926 г). Миссионерский отдел традиционно просвещает верующих о сектантстве. В №7-9 за 1926 г. интерес вызывают статьи главы Восточного института в Риме иезуита Мишеля дэ Эрбиньи, который прибыл в Москву с целью понять (или разведать) внутреннюю атмосферу в Церкви. Преодолевая трудности, он встречается с православными иерархами - необновленцами, которые с ним очень осторожны, т.к. любое слово может стоить жизни. Католик признает, что «терпение русского народа и его верность своим пастырям (здесь имеются ввиду не обновленцы-автор) замечательны» (с.14).