В чём заключается лукавство современных критиков Церкви Христовой?

Nov 28, 2023 07:15


«Подлинная жизнь есть жизнь вечная, а она в Господе Иисусе Христе».
новомученик Михаил Новоселов.





В чём лукавство современных критиков Церкви Христовой?

Они сознательно путают две реальности.

Дело в том, что два фундаментальных христианских понятий - единство (соборность) и святость, можно отнести ТОЛЬКО к Церкви - Телу Христову.



Икона "Собор новомучеников и исповедников Российских" ― празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает ― то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

Церковь земную, исторически и культурно оформившуюся как институциональная организация, функционирующую в государственно-правовом поле состоящую из: добрых и злых, святых и порочных, аскетов и сребролюбивых властолюбцев можно критиковать бесконечно. Чем собственно и занимаются более-менее талантливые критики - от условных Плужникова до Кураева. Тем более, что внешних поводов для критики всегда будет достаточно. Просто в разные эпохи истории нашего Отечества, эти поводы разными (за исключением грехов плоти и духа).

Разумеется, продвинутые критики это фундаментальное различие прекрасно осознают (Церковь "воинствующая" и Церковь "странствующая") и духовный Рубикон сами не переходят (хотя встречается и такое, но редко), чего нельзя сказать о широких массах, которые читая их брюзгливые опусы - поносят, в яростных интернет-спорах, христианство по чём зря! Вобщем, тщеславные "мудрецы" одной рукой строят (тот же ранний восторженный апологет христианства Кураев), а второй - разрушают. Тяжелых последствий от последнего, сегодня значительно больше, чем первого. Поскольку "мудрецы" называют себя людьми очень умными, интеллектуальными гурманами, богословски-образованными то выходит, что они осознают последствия своей деятельности.

Недавно Кураев вставил у себя в ЖЖ картинку:



С одной стороны, каринка хорошая иллюстрация того, о чём я писал выше. С другой стороны, хайп, глумления и оскорбления - гарантированы! Справедливости ради, я говорю не про аудиторию его ЖЖ, там все-таки народ в этом разбирается и отделяет "мух от котлет". Но, разве бывший дьяк не понимает, что основная масса "верующих" - это религиозные потребители и захожане? И выводы они сделают соответствующие. Не верю, что дьяк не понимает этого. Да и потом, его статья "Обоср@ный финал православия", это уже не критика князей Церкви, а куда большее. Ну да Бог с ним, я отвлекся.

Дело в том, что когда критики с постоянством маньяков, наводят линзу "единства и святости" на земную религиозную организацию, которая априори и буквально не может быть идентичная ИДЕАЛУ: "единой, святой, соборной и апостольской Церкви" (ну куда вы денетесь от исторического размежевания на множество православных поместных церковных организаций, без Единого институционально-сакрального центра. Хотя католики и пытаются реализовать этот проект), то это рубилово с ветряными мельницами, в реальности, является бегом на месте. Буквального соответствия не будет никогда в земной жизни. Есть духовный идеал - есть реальность. У покойного В.Н. Тростникова, с которым дружил и часто спорил, как-то спросил об этом феномене. Ответ был таков (по памяти):

- Да, Идеал недостижим! Но только двигаясь к нему, как к Цели, человек обретает смысл своего бытия".



Это был редкий случай, когда ответ меня удовлетворил. В этом и Смысл духовного идеала. Двигаясь к нему, как к путеводной звезде, я постепенно меняю свою звериную суть. Да, этот путь сложен и труден, но только следуя им и при помощи Сына Божьего, у меня появляется шанс стать, нет, не святым, а хотя бы человеком!

Вот почему всё бла-бла про "духовное возрождение" через реформу церковно-административной организации заканчивается: "хотели как лучше, а получилось как всегда". Это про историю протестантизма.

Самый главный за "связь с Богом" может увеличивать епископат до бесконечности (даёшь каждому прихожанину по епископу, чтобы "ближе были к народу"!), называть братьями иноверцев и инославцев, реформировать, модернизировать, монетизировать, но воз и ныне будет там. Как и брюзгливые критики.
Ну не нужно вечно-живому Телу Христову (духовному организму, истинному источнику жизни) - две головы и четыре ноги.
Да и как можно возродить православие, если православная вера никогда не умирала !? (sic!)

Замечательно сказал А.С. Хомяков:

Церковь исповедует свою веру в саму себя... В сем исповедании она показывает, что знание об ее существовании есть также дар благодати, даруемой свыше и доступной только вере, а не разуму. Ибо какая бы мне была нужда сказать верую, когда бы я знал? Вера не есть ли обличение невидимых? Церковь же видимая не есть видимое общество христиан, но дух Божий и благодать таинств, живущих в обществе. Посему и видимая Церковь видима только верующему, ибо для неверующего таинство есть только обряд, и Церковь только общество.

Земная административно-правовая организация Церковь - эволюционировала, творчески-догматизировало свое учение, наклепала бесчисленное количество канонов, о которых также бесконечно спорит, трансформировалась, инсталлировалась в государственный Левиафан, компрадорила с антихристианскими режимами, физически почти умирала, но всегда реанимировалась Христом и умрет в божественном Эсхатоне.



Универсальная идея христианства, как мировой религии, постепенно деградировала в политическую идеологему - церкви национальной, государственной, имперской. Армянская Апостольская, Коптская, Эфиопская, Сирийская, Маланкарская, Эритрейская церковь, Римо-Католическая, Православная кафолическая греко-российская церковь (до русской революции), Русская Православная Церковь Московского патриархата.
Исторически, над Церковью Христовой (как земной организацией), вот уже века висит "дамоклов меч" разделения. Великий раскол, Реформация, Русский Раскол при патриархе Никоне.

Расколы преимущественно канонического характера внутри конфессий (греческие, румынские и болгарские старостилъники; немецкие, голландские, французские, швейцарские и т.д. старокатолики; расколы 20-х и 90-х гг. в Русской Православной церкви), сопровождают христианство на всем пути её земного шествия.

Наверное это закономерно, для любого земного, несовершенного человеческого изобретения/организации (путь и пышно разодетого, отшлифованного и величественного).



То же самое касаться и профессиональных верующих (это те, кто на очень большой зарплате и в зомбоящике), защитников земной Церкви (они как раз также подменяют и сознательно путают две реальности) говорящих о том, что все нормуль, просто некие "подлые засланцы" от: Госдепа, ЦРУ, Моссада и сатаны, мутят воду в наших стройных и преданных, до скрежета зубовного, начальству рядах). А так… мы общество духовное, праведное, святое, но при этом, не лишенное всех слабостей и немощей человеческих. В итоге, все при деле, все довольны! Как сказал мне один священник: "Церковь - это больница. Здесь нет здоровых". На моё замечание, что это самым радикальным образом отличается от: "...вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1Пет.2:4-10), он ничего не ответил и задумчиво ушёл. Просто он порядочный и добрый человек...

Если по-честному, никто из хороших батьков не может вам на 100% гарантировать жизнь вечную в Царстве Христа! Да и не спасаемся мы никамими заслугами перед Богом. Наши дела важны, прежде всего для нас самих. Вы будете сами, лично отвечать перед Всевышнем... Только Христос знает свои члены в Своём Теле - Церкви.

P/S. Безусловно нельзя сказать, что эти реальности абсолютно параллельны и никак не пересекаются (это не Эвклидова геометрия). Но и не всякий состоящий в земной Церкви и говорящий: Господи, Господи войдёт в Царство Небесное. В этом смысле, непонятная для внешних людей мыслеформа: "Можно быть в Церкви и быть вне Её", становится совершенно понятна верующему. Хотя тайну бытия Церкви - Тела Христова и святые Его с абсолютной точностью и до конца, не знали! А может и сознательно не открывали, дабы не "метать бисера". Ибо тайна Церкви - это тайна...

Есть такой древнехристианский текст называется "Пастырь" Ерма (если не читали, прочтите пожалуйста. Не пожалеете и всё поймете сами). Он в древности входил в новозаветный канон Священного Писания (канон Муратори). Так вот, Церковь являлась Ерму в разных образах (от молодой до старицы).

Теперь к статье:

- когда критики наводят линзу "единства и святости" на земную религиозную организацию, которая априори и буквально не может быть идентичная ИДЕАЛУ: "единой, святой, соборной и апостольской Церкви", то это рубилово с ветряными мельницами, в реальности, является бегом на месте. Буквального соответствия не будет никогда в земной жизни. Есть духовный идеал - есть реальность".

У критика есть образ того, какой должна быть Церковь, иначе непонятно, что он критикует. Не буду рефлексировать на тему правильный ли это образ или нет. В конце, я говорю о тайне Церкви.

Суть в том, что этот субъективный образ никогда не будет соответствовать реальности, поскольку по "Пастырю" Ермы, башня Церкви находится в постоянном строительстве. Церковь - это становящаяся реальность, а не статичный образ. Это очень важный момент. Очень.

Это как с человеком - младенец, подросток, юноша, мужчина (со всеми особенностями возраста - от 30 - до 50), пожилой, старец.

Нельзя статическую лупу навести на становящуюся реальность.

Не верю, что критики этого не понимают или не читали "Пастыря".

Следовательно, причины критики нужно искать не в том месте, на которое указывают сами критики.

В этом их лукавство.

https://dzen.ru/a/ZV1f3gBNKWIVX54H?share_to=link

публицистика, религия, православие в России, христианство в современном мире

Previous post Next post
Up