Иран - технологический прогресс Средневековья?

Jan 29, 2013 13:48





Власти Ирана провели презентацию машины для отрубания рук виновным в воровстве. Как сообщает Islamic Society of North America, новое устройство было продемонстрировано на одном из осужденных за воровство и прелюбодеяние.
Ампутация четырех пальцев прошла публично на одной из площадей города Шираза, виновному отрубили пальцы правой руки. Однако в соответствии с приговором лишением пальцев мужчина не отделался.
Вне рамок презентации устройства он также был приговорен к тремя годам тюрьмы и 99 ударам плетью за участие в «аморальных отношениях». Прокурор Шираза сообщил, что приговоры иным заключенным будут приведены в исполнение в ближайшее время.
***
Отрубание рук является довольно распространенным наказанием за бытовое воровство в Исламской Республике, где действует шариатское законодательство.

«Воровство» на арабском языке - «сиркат». Лексическое значение слова «сиркат»: незаметно взять что-то, принадлежащее другому, будь то много или мало. В исламском праве «сиркат»: скрытное хищение разумным и совершеннолетним человеком чужого имущества, материальная ценность которого составляет 10 дирхамов и более, и которое лежит в защищенном месте. Как видно из определения, для того чтобы человек считался «сариком» (то есть вором), мог отвечать перед законом и понести наказание, прежде всего нужно, чтобы похищенное имущество имело некоторую материальную ценность. Кроме того, нужно, чтобы это имущество было защищенным, то есть охранялось.
Воровство - одно из самых позорных преступлений. Ислам категорически запрещает любой вид воровства, потому что это социальная болезнь, которая нарушает покой общества, ставит под угрозу жизнь и имущество граждан. Если эту болезнь не лечить, то она поставит под удар экономическое развитие общества и приучит людей добывать деньги, не работая. Промышлять воровством и пользоваться чужим имуществом в Исламе запрещено.

«В возмездие за то, что они содеяли, отсекайте руки вору и воровке как наказание от Аллаха, ведь Аллах - великий, мудрый». Из аята следует, что мужчине или женщине, повинным в воровстве, следует отрубать руку. Такое наказание кажется суровым по отношению к провинившемуся.  В риваяте от Ибн Масуда говорится, что женщину из Курайшитов поймали на воровстве и привели к Пророку. Потом к Пророкупришли ходатаи с просьбой не наказывать эту женщину, принадлежащую к знатному роду. Тогда Пророк сказал: «Знаете, что погубило народы до вас? Когда кто-то из знати совершал воровство, на это закрывали глаза. Когда же кто-то из черни совершал кражу, его тотчас наказывали по всей строгости. Клянусь Аллахом! Если даже Фатыма, дочь Мухаммада совершит кражу, то и ей обязательно отрубят руку!»После чего приказал отрубить руку этой женщине.

В хадисе от Саффана ибн Умаййа говорится, что Саффан остался ночевать в мечети и под голову вместо подушки подложил свой плащ. Пока он спал, к нему подкрался вор и вытащил плащ, но Саффан вовремя проснулся и, поймав вора, привел его к Пророку. Пророк приказал отрубить вору руку. Но предписание отрубать руку за воровство в Исламе не распространяется на все виды краж. Для этого должны иметь место следующие условия:
1. Виновный должен быть разумным и совершеннолетним.
Несовершеннолетний ребенок или психически больной по Исламу не подлежат суду. Таким образом, если ребенок или безумец совершат кражу, то им не отрубают руку.
2. Материальная ценность украденного имущества не должна быть меньше 10 дирхамов.
В риваяте от Айши говорится: «Практика отрубания руки не распространялась на кражи малоценного имущества. Для применения подобного наказания требовалось, чтобы украденное имущество равнялось цене одного кожаного щита». В другом хадисе Пророк  говорит: «Не рубите руку, если ценность украденного меньше 10 дирхамов».
3. Имущество должно быть защищенным.
Наказание назначается, если украденное имущество было защищено. Защищенность предполагает, что это имущество находится либо в сейфе, либо в помещении под замком. Защита может осуществляться как при помощи охраны, так и при помощи охранных систем - сигнализации, компьютерного наблюдения и т.д. Если вор совершил кражу из подобного защищенного места и был пойман, то ему отрубят руку. Но если кража произошла в общественном месте, там, где постоянно ходят люди, где нет ни охраны, ни охранных систем, то вору не назначают установленное наказание.

Понятие «кража» в 21-ом веке приобрело новые формы. В то время как в прошлые века люди крали имущество из защищенных мест, сегодня современные воры крадут при помощи компьютеров в виртуальном мире, вскрывая коды банковских счетов, защищаемых людьми или компаниями, нанося ущерб на миллионы дирхамов. На самом деле нет принципиальной разницы между такой кражей и кражей из защищенного места.
Пророк сказал: «Не рубите руку за украденное в горах или на пастбище, но рубите за украденное из овчарни».

4. Чистосердечное признание вора.
Для вынесения установленного наказания требуется, чтобы вор признал свою вину. Когда речь идет о случае кражи, где нет свидетелей, а подозреваемый отрицает свою причастность к преступлению, то указанное наказание не будет вынесено, потому что есть вероятность клеветы и наговора. Если вор сознается, то его накажут. В риваяте от Умаййи аль-Махзуми  говорится: «К Пророку привели человека, который сознался в краже, но украденное не было найдено. Тогда Пророк сказал: «Я не думаю, что ты совершил эту кражу». Вор возразил: «Нет, это я украл». Пророк повторил свою фразу два или три раза, но вор каждый раз подтверждал свою виновность. Наконец Пророк приказал отрубить ему руку. Наказание привели в исполнение. Потом вора привели обратно к Пророку. Пророк сказал: «Покайся перед Господом и проси прощения». Человек сказал: «Я каюсь и прошу у Аллаха прощения!» Тогда Пророк воззвал к Всевышнему: «О Аллах! Прости его!» и повторил свою молитву два раза.

Кроме того, вынесение и приведение в исполнение наказания - это прерогатива Исламского государства. За кражу мелких вещей наказание (хадд) не назначается. Кроме того, при вынесении наказания следует учитывать социальное и экономическое положение в обществе. Отрубать руку за кражу в то время, когда в обществе большое количество нищих и обездоленных, не справедливо, потому что именно государство должно заботиться и поддерживать слабых и малоимущих.
Практика суровых наказаний в обществе, где нет возможностей для экономического развития, где богатые не заботятся о бедных, не платят закят и не дают милостыню, не приведет к социальной справедливости, а наоборот, приведет к угнетению и станет источником новых проблем. (http://clubs.ya.ru/4611686018427429887/replies.xml?item_no=12253)

нравственность и общество, ислам, Ближний Восток

Previous post Next post
Up