Финансовая глобализация и либерализация как инструмент колонизации конкурентов Ч II

Nov 17, 2012 20:12


Таможенный союз и ВТО - инструмент безвозмездной финансово-экономической колонизация стратегических партнёров России

Другое дело, что, действительно, после присоединения России к ВТО произошло не только вынужденное снижение среднего внешнеторгового тарифа Таможенного союза до разрешённого России со стороны ВТО (7,5-7,8%). Одновременно с этим под сильнейший удар попали партнёры России по ТС - Казахстан и Белоруссия, которые теперь будут вынуждены существенно снизить импортные пошлины во взаимной торговле с Россией, а, следовательно, и с внешним миром. Что практически наверняка нанесёт весьма существенный удар по конкурентоспособности национальной обрабатывающей промышленности, АПК и высокотехнологичных производств.

Даже идеолог и главный воплотитель в жизнь крайне актуальной идеи экономической реинтеграции на постсоветском пространстве, академик РАН Сергей Глазьев был вынужден признать, что необдуманные действия властей по втягиванию России в ВТО без предварительного подъёма отечественной обрабатывающей высокотехнологичной промышленности и гармонизации тарифной политики с Таможенным Союзом поставит под удар Белоруссию и Казахстан и крайне негативно скажется на их несырьевых секторах экономики.



Насколько можно судить, данный пункт резолюции Европарламента является в чистом виде инструментом политической борьбы и попыткой отвлечь общественное внимание от главного. На самом деле, всем странам-членам ВТО и базирующимся на их территории транснациональным корпорациям и международным банкам крайне выгодно, что Россия сначала создала Таможенный Союз, а затем в одностороннем порядке присоединилась к тонущему «Титанику» ВТО.

Во-первых, транснациональный капитал и международные промышленные гиганты добились взлома весьма ёмких даже по европейским меркам рынков весьма динамично развивающихся индустриальных экономик - Белоруссии и Казахстана.Обе эти страны просто вынуждены пойти на снижение средней  импортной тарифной ставки вслед за Россией и существенно снизить защищённость отечественной экономики, так как наряду с Россией они входят в Таможенный Союз и скованы взаимными внешнеторговыми обязательствами.

Сформировавшиеся в результате глобализации мировой экономики, продвигавшейся в интересах транснационального капитала международными финансовыми организациями,глобальные монополии стали в лучших традициях экономической теории загнивать, блокируя научно-технический прогресс, конкуренцию и замещение технологических укладов. И если раньше эта проблема решалась за счёт взлома новых рынков сбыта и вывоза капитала (как финансового, так и производственного) на территорию третьих стран, то сегодня процесс глобализации достиг своего предела - закрытых от глобального бизнеса территорий просто не осталось, а межпланетное сообщение ещё не изобретено.

Вкупе с избыточной концентрации финансового капитала, беспределом глобальных спекулянтов, разрастанием долгового бремени, избыточным и кратно завышенным потреблением в экономически развитых странах, разрастающейся имущественной поляризацией общества и исчерпанием современного технологического уклада это спровоцировало сваливание мировой экономики в глобальную рецессию 2008-2009гг. Именно по этой причине глобальные корпорации столь жёстко борются за выход на новые рынки сбыта - под грузом долгов и сжимающегося платёжеспособного спроса на основных рынках (США, ЕС, Японии и т.д.) это единственный для них способ выжить в условиях приближающегося финансово-экономического кризиса.

А во-вторых, добившись существенного снижения защитных импортных пошлин в одностороннем порядке и без каких-либо встречных требований со стороны этих двух стран,крупнейшие экономически развитые страны, определяющие политику ВТО, теперь будут делать всё возможное, чтобы под любыми предлогами затянуть процесс присоединения Белоруссии и Казахстана к ВТО. Вполне достаточно обратиться к надуманному предлогу о «недостаточной демократичности», «политкорректности» и «финансовой транспарентности» двух республик, чтобы безнаказанно заваливать их рынки субсидируемой европейской и дешёвой китайской продукцией, не предоставляя взамен никаких встречных преференций.

Одновременно с этим депутаты ЕС открыто выступили против возможности вовлечения участников Таможенного союза, не состоящих в ВТО, в переговоры между Россией и ЕС по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве. В резолюции чётко указана позиция европейских парламентариев, согласно которой переговоры должны оставаться двусторонними.

Европейские элиты ставят Росси ультиматум, блокируя модернизацию

Более того, согласно тексту резолюции, Европарламент обратился в Еврокомиссию с просьбой тщательно следить за возможным несоблюдением Россией взятых на себя обязательств по снятию тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле,  а также общих обязательств по либерализации внешнеэкономических отношений и отказу от адресной поддержки отечественных товаропроизводителей.Депутаты Европарламента призвали обеспечивать урегулирование уже существующих и практически неизбежных споров на двустороннем уровне или, в случае необходимости, при помощи инструментов ВТО.

Говоря простым языком, чиновники Европарламента открыто ставят России ультиматум -либо коррумпированные чиновники, купившие России последний билет на тонущий корабль мировой экономики и находящуюся в кризисном состоянии ВТО прямо накануне новой фазы глобальной рецессии, откажутся от последних инструментов оказания поддержки отечественной наукоёмкой промышленности и поставят крест на модернизации. Либо, если правящие власти не откажутся окончательно от самой возможности проведения самостоятельной, суверенной финансово-экономической и научно-технической политики,европейские бюрократы по указке транснациональных корпораций, международных банков и глобальных финансовых спекулянтов начнут заниматься открытым шантажом России. Параллельно срывая обещанные России переговоры по вопросу привлечения инвестиций в Россию, энергетическому сотрудничеству (допуск Газпрома в газораспределительную систему ЕС), допуску продукции отечественных компаний на европейские рынки и т.д.

Хуже того, Европарламент открыто заявил, что европейские чиновники в случае необходимости готовы обратиться с исками в арбитраж ВТО, в котором в силу иезуитски запутанной системы правовых норм ни одна слаборазвитая страна Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии не сумела выиграть ни одного сколько-нибудь значимого разбирательства.

Нужно отдавать себе отчёт в том, что ВТО это не просто международная организация, регулирующая внешнеторговые и, шире, внешнеэкономические отношения. ВТО - это крайне сложная и иезуитски запутанная система международных договоров, содержащих нормы и правила, касающиеся регулирования отношений в области трансграничного движения товаров (GATT), услуг (GATS), интеллектуальных ресурсов и технологий (TRIPS), а также финансового капитала и инвестиций (TRIMS).

Для того, чтобы иметь возможность более-менее эффективно противостоять крупнейшим экономически развитым странам и зарегистрированным на их территории глобальным корпорациям и банкам в арбитражном суде ВТО, необходимо иметь колоссальный опыт работы с договорной базой ВТО, знание прецедентов, норм, поправок, дополнений и изъятий из тех или иных положений, которыми не обладает ни Россия, ни прочие слаборазвитые страны. Именно по этой причине практически никому из слаборазвитых стран так и не удалось отстоять свои интересы в судебных разбирательствах с США, ЕС и Японией, крупные промышленные корпорации и банки которых были главными инициаторами создания ВТО и, по сути дела,   разрабатывали всю законодательную базу.

Мало того, что в России просто физически нет специалистов в области международного торгового права должной квалификации в требуемом количестве.  Так ещё и частный бизнес в несырьевых секторах экономики и, прежде всего, в остатках обрабатывающей промышленности и аграрном секторе, не имеют достаточных средств для того, чтобы нанять иностранных специалистов и юридических консультантов.

Весьма показательно, что даже Китай, обладающий несравненно большим по сравнению с Россией политическим и финансово-экономическим влиянием в мировой экономике, на протяжении многих лет, несмотря на все усилия и колоссальную политическую волю руководства КНР, не может добиться отмены применяемых против него антидемпинговых пошлин и компенсационных сборов со стороны США, ЕС, Японии и прочих экономически развитых стран.

Только по самым приблизительным экспертным оценкам, масштабы потерь китайских корпораций и финансовых организаций от незаконного по своей сути применения антидемпинговых пошлин со стороны крупнейших экономических развитых стран, а также нетарифных барьеров (фитосанитарный контроль, контроль качества, требования к маркировке и таможенным процедурам и т.д.), варьируются в диапазоне 220-250 млрд. долл. Притом что сам Китай, насколько можно судить, целенаправленно саботирует взятые на себя обязательства в рамках ВТО и не допускает иностранный капитал в  стратегически значимые секторы экономики: финансовый и банковский сектор, добычу природных ресурсов, военно-промышленный комплекс, ракетно-космическую промышленность и т.д.

Наиболее ярким примером является продолжающаяся уже более 3 лет судебная тяжба между США, ЕС и Японией с одной стороны и Китаем с другой по вопросу ограничения доступа иностранцев к разработке залежей редкоземельных металлов - молибдена, кадмия, лантана, европия, иттербия и т.д.

Напомним, что свыше 95% объёмов добычи редкоземельных металлов в настоящий момент сконцентрировано на территории Китая. Тогда как сами редкоземельные металлы являются ключевым компонентном, без которого невозможно развитие полупроводниковой промышленности, радиоэлектроники, приборостроения, атомной энергетики, автомобиле- и самолётостроения, машиностроения и химической промышленности.

Другими словами, редкоземельные металлы являются фундаментом всей современной высокотехнологичной промышленности и наукоёмких производств, которые выступают в качестве базовых отраслей промышленности современного технологического уклада и опоры крупнейших экономик мира.

Неудивительно, что желание Китая продавать редкоземельные металлы внутренним производителям по цене себестоимости и введение с этой целью экспортных квот на вывоз данного сырья за рубеж провоцирует столько негодования у крупнейших американских, европейских и японских промышленных гигантов. По сути дела, вкупе с обращением в суд ВТО с иском по вопросу искусственного занижения валютного курса со стороны США, ЕС и Японии в интересах их производителей это стало ответной реакцией Китая на существенное ограничение доступа его продукции на внутренние рынки экономически развитых стран.

Резолюция Европарламента - инструмент геоэкономической борьбы и глобальной конкуренции

На самом деле, ничего удивительного не произошло - независимые отечественные экономисты и эксперты заранее на протяжении многих лет с цифрами в руках и буквально на пальцах объясняли правящим властям, к каким катастрофическим последствиям для несырьевой промышленности и неспекулятивных секторов экономики приведёт бездумное открытие рынков сбыта для продукции иностранных производителей.

Не меньше слов было сказано также о том, что отмена последних ограничений на трансграничное движение капитала, технологий, услуг вкупе с целенаправленным отказом от самой возможности оказания адресной поддержки отечественной обрабатывающей промышленности высоких переделов не только не подтолкнёт модернизацию отечественной деиндустриализированной экономики, но лишь усилит упадок в наукоёмкой обрабатывающей промышленности, снизит её инвестиционную привлекательности и ускорит деградации научно-технического потенциала.

Кроме того, лучшие российские учёные (в том числе академики С.Глазьев, О. Богомолов и Н.Петраков, а также экономисты М.Делягин, В.Катасонов, Ю.Болдырев, С.Батчиков, М.Хазин, А.Кобяков, М.Мусин, С.Губанов, В.Бурлачков и многие другие) открыто предупреждали, чтобездумная либерализация внешнеэкономических отношений без предварительной радикальной смены всей финансово-экономической и научно-технической политики спровоцирует дальнейшую деградацию экономики, загнивание наукоёмкой промышленности и примитивизацию производства.

Любимый правящими властями Китай, примером модернизации которого правящий клан «либеральных фундаменталистов» пытается обосновать необходимость сдачи финансово-экономического суверенитета, осуществил структурные преобразования в экономике, провёл технологическое перевооружение производства и модернизацию экономики ещё в период 1970-2000х годов.

Именно тогда руководство Китая благодаря активной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, научно-технической и промышленной политики провело мощную волну индустриализации экономики и перестройки экономики с аграрного на индустриальный путь развития, что позволило заложить фундамент для развития наукоёмких производств высоких переделов.

Нынешние же последователи убийственной ультралиберальной политики Гайдара-Чубайса-Ясина, именуемой в научном сообществе антинаучной политикой «рыночного фундаментализма», предлагают сначала демонтировать последние барьеры и ограничения на пути глобальных ТНК и международных банков. А уже затем, предварительно собственноручно лишив себя инструментов адресной поддержки обрабатывающей промышленности и наукоёмких производств, приступить к модернизации экономики под натиском иностранных товаров и услуг.

Одновременно с этим, независимые от правящих властей отечественные экономисты предупреждали российских коррумпированных чиновников, что ВТО не просто является инструментом продвижения интересов глобального бизнеса и экспансии транснационального капитала. ВТО - это иезуитски сложная система договоров, которые превращают ВТО из международной организации в своего рода мафиозную структуру, в которую гораздо проще попасть, чем выйти обратно.

Резолюция Европарламента - «первая ласточка» глобального бизнеса по давлению на Россию

Безусловно, сама по себе резолюция Европарламента с содержащейся в ней оценкой степени соблюдения Россией норм и требований ВТО не имеет совершенно никакого значимого юридического статуса: в лучшем случае она поступит на рассмотрение в Еврокомиссию, а в худшем на неё вообще не обратят никакого внимания и успешно забудут о её существовании. Другое дело, что принципиально значимым является сам факт появления такого рода документа, в котором западные элиты (в данном случае на одном из самых низких этажей властной иерархии Евросоюза) открыто и вслух обозначили свои претензии к России.

По сути дела, своей резолюцией Европарламент публично заявил, что западноевропейские политические элиты, теснейшим образом связанные коммерческими интересами с финансовой олигархией Старого Света и продвигающие интересы крупного транснационального капитала,будут пристально следить за процессом либерализации внешнеэкономической деятельности в России и исполнением Россией взятых на себя обязательств перед странами-членами ВТО.

Нужно совершенно чётко отдавать себе отчёт в том, что ВТО является крайне действенным инструментом продвижения интересов крупных транснациональных корпораций, международных банков и глобальных монополий, который нацелен на вскрытие границ суверенных государств для последующей финансово-экономической, научно-технической и производственной колонизации менее развитых стран со стороны глобального бизнеса.

Многотысячная армия чиновников Европарламента (с учётом административного персонала), так же как и все остальные бюрократы Еврокомиссии, Совета Европы и прочих наднациональных органов управления Европой, не имеет совершенно никакого самостоятельного значения и смысла для существования за пределами косной структуры Европейского союза. А сам ЕС в его нынешнем виде стал возможен лишь благодаря реализации колониального по своей сути проекта Европейской интеграции, навязанного крупными промышленными корпорациями и финансовыми монополиями, ставившими целью вскрытие новых для себя рынков менее развитых стран Южной и Восточной Европы с их дальнейшей финансово-экономической колонизацией.

При этом бюджет Европейского союза (порядка 125 млрд. евро в 2012г.) наполняется за счёт перечислений из национальных бюджетов стран-членов ЕС, львиная доля которых приходится на прибыли, генерируемые крупными ТНК и международными банками, зарегистрированными на территории Старого Света.

Неудивительно, что чиновники Европарламента, находящиеся на прямом и косвенном содержании крупных европейских корпораций и промышленных гигантов, предъявляют претензии к России по вопросу неполного, по их мнению, соблюдения РФ взятых на себя обязательств в рамках ВТО. Европарламентарии просто-напросто отрабатывают своё привилегированное положение и продвигают коммерческие интересы западноевропейских корпораций и крупнейших банков Старого Света,которые в условиях разрастающегося финансово-экономического кризиса в Еврозоне и сползания мировой экономики в рецессию ищут новые рынки сбыта.

Финансовая глобализация и либерализация как инструмент колонизации конкурентов

Нужно отметить, что сутью нынешнего этапа финансовой глобализации мировой экономики и всей системы международных валютно-кредитных отношений, базирующихся на «гегемонии американского доллара» и перераспределении глобального богатства в карманы финансовой олигархии Уолл-Стрит и международных корпораций, является нарастание борьбы между национальным капиталом и национально ориентированными элитами с одной стороны и транснациональным капиталом и наднациональными финансово-политическими элитами с другой.

Притом что глобальный управляющий класс, представленный крупными акционерами и руководством крупнейших международных банков, транснациональных  корпораций и контролируемых ими политических элит ведущих экономически развитых стран, в силу объективных экономических причин борется за демонтаж национальных границ, снятие ограничений в мировой экономике и ослабление суверенитета независимых государств.

Глобальный бизнес всеми возможными инструментами отстаивает реализацию своих вполне очевидных коммерческих интересов - все его действия нацелены исключительно на создание возможностей для максимизации прибылей, подавление конкуренции с целью получения возможности извлекать сверхприбыли от монополистического положения на рынке и, как следствие, повышение стоимости бизнеса.

Любое повышение налогов, увеличение социальных платежей, ужесточение трудового законодательства, повышение требований к охране труда и ужесточение контроля за движением капитала воспринимается глобальным бизнесом как совершенно ненужное увеличение непроизводительных расходов, влекущее падение рентабельности бизнеса и снижение прибылей. Именно по этой причине слаборазвитые страны Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии, чьи коррумпированные политические элиты и компрадорский олигархический капитал целенаправленно сдали финансово-экономический суверенитет транснациональному капиталу, пребывают в состоянии средневековой феодальной архаики с деиндустриализированной экономикой и разрушенной социальной сферой.

Именно по этой причине международные финансовые организации (МВФ, группа Всемирного Банка, Банк Международных Расчётов и т.д.), являющиеся инструментом лоббирования интересов глобального бизнеса, столь активно продвигают тезисы о необходимости либерализации внешней торговли, приватизации государственного имущества, дерегулирования экономики, снятия ограничений на трансграничное движение товаров, услуг, капитала и технологий и т.д.

Совершенно очевидно, что вполне объяснимые коммерческие интересы ТНК и международных банков в большинстве случаев могут не просто не совпадать с национальными интересами отдельно взятых суверенных государств, их населения и национального капитала. Зачастую интересы глобального бизнеса и международных финансовых спекулянтов могут в корне противоречить национальным интересам суверенных государств, которые с целью обеспечения долгосрочного социально-экономического развития и поддержания качества жизни населения вынуждена думать не только об извлечении сиюминутных прибылей, но также вкладывать существенные средства в развитие социальной сферы, здравоохранения, образования, науки, культуры и прочих секторов, связанных  с развитием человеческого капитала и научно-технического потенциала.

Это обусловлено тем фактом, что глобальный бизнес, ориентированный на максимизацию прибылей, захват новых рынков сбыта и установление контроля над источниками невосполнимого природного сырья, как показывает практика, склонен к искусственному подавлению конкуренции, временному демпингу (с целью зачистки территории от конкурентов) и установлению монопольного положения на рынке.

Транснациональный капитал заинтересован, прежде всего, в максимально эффективном с коммерческой точки зрения распределении (аллокации) капитала - производственного, финансового, торгового, человеческого, научно-технического и т.д. Как показал опыт последних 40 лет хищнической финансовой глобализации мировой экономики, глобальный бизнес в последнюю очередь интересуют вопросы соответствия его собственных коммерческих целей и методов их достижения с целями социально-экономической политики тех стран, на территории которых он вынужден вести свою финансово-экономическую и производственную деятельность.

Другими словами, транснациональный капитал в силу объективных причин (в том числе колоссальной экономической мощи и наличия масштабной военно-политической поддержки со стороны экономически развитых стран) в большинстве случаев в принципе не соотносит свои собственные действия, направленные на захват рынков и извлечение сверхприбылей, с теми негативными последствиями, к которым приводят его действия по финансово-экономической колонизации слаборазвитых стран.

Печальный опыт стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и республик постсоветского пространства, испытавших на себе катастрофические последствия бездумной либерализации внешнеэкономических отношений по указке «вашингтонских советников» из МВФ и Всемирного Банка, прекрасно продемонстрировал, что без сильного суверенного государства, некоррумпированных чиновников и реализации продуманной национально ориентированной макроэкономической политики открытие рынков и дерегулирование экономики ведут к деградации экономики и упадку несырьевых производств, а не к модернизации и технологическому рывку.

В борьбе за доступ на новые рынки сбыта (или закрепление позиций на уже существующих) и к новым источникам сырья международные монополии н

Транснациональный капитал, на долю которого приходится свыше 30% мирового ВВП, 50% промышленного производства, 73% мировой торговли, 80% патентов и результатов НИОКР, а также 90% международного движения капитала, склонен рассматривать слаборазвитые страны, а также страны со слабым  компрадорским политическим руководством в качестве трофейного пространства для извлечения сверхприбылей.

Более того, прекрасно известно, что международные монополии, контролирующие критически значимые производственные и управленческие технологии, обеспечивающие их доминирование на мировом рынке, искусственно тормозят научно-технический прогресс и блокируют разработку передовых технологий. Так как последние способных создать конкуренции их товарам и услугам, а, следовательно, подорвать их монополистическое положение в мировой экономике и лишить возможности извлекать монополистическую ренту.

Жуковский Владислав, Старший аналитик ИК «Риком-Траст»

Владислав  ЖуковскийРусская народная линия

Нужно ли России вступать в ВТО? / 16.11.2012

глобальная экономика, ВТО, глобализация, Россия - Запад

Previous post Next post
Up