Финансовая глобализация и либерализация как инструмент колонизации конкурентов Ч I

Nov 17, 2012 20:09


Насколько можно судить, худшие опасения отечественных экономистов и учёных, не скованных догмами антинаучной риторики «рыночного фундаментализма» и ультралиберальной доктрины «Вашингтонского консенсуса», относительно перспектив участия России в ВТО начинают сбываться. Мало того, что втягивание России на экономический «Титаник» ВТО на заведомо кабальных и несовместимых с развитием несырьевых производств и модернизацией экономики условиях спровоцировало сильнейший обвал производственной, инвестиционной и инновационной активности. Так ещё иглобальный бизнес, выступающий главным инициатором и бенефициаром финансовой глобализации и либерализации внешней торговли, усиливает своё давление на российское руководство.



Буквально в самом конце октября Европарламентом была подготовлена и опубликована на официальном сайте ведомства резолюция относительно оценки европейских парламентариев степени исполнения России взятых, а точнее навязанных ей глобальными корпорациями,  обязательств по либерализации внешнеэкономической деятельности и дерегулированию экономики.

Как и предполагали независимые экономисты, практически сразу же после втягивания России в ВТО международные корпорации и транснациональные банки устами контролируемых ими европейских бюрократов озвучили свой ультиматум по отношению к России. Никакого постепенного приспосабливания к нормам ВТО и отложенного во времени исполнения взятых обязательств, обещанного российским переговорщикам, не будет. По сути дела, европейские элиты приступили к открытому шантажу России, требуя от России окончательного отказа от права проведения самостоятельной и независимой национально ориентированной экономической политики.

Согласно тексту резолюции, Европарламент рассматривает недавно введённый Россией запрет на импорт скота из ЕС, режим преференций для отечественных производителей в сфере государственных закупок, сезонные импортные пошлины на некоторые виды сахара и схему утилизации транспортных средств в качестве «тревожных сигналов», явно свидетельствующих о недостаточной готовности России исполнять взятые на себя обязательств в рамках ВТО.

Более того, согласно тексту документа, Россия должна в кротчайшие сроки прекратить производство и реализацию контрафактной продукции, а также существенно повысить контроль за соблюдением патентного законодательства и усилить противодействие незаконному обороту технологий.

Другими словами, европейские чиновники вслух озвучили идеи крупных международных ИТ-гигантов, которые уже давно настаивают на поднятии внутренних цен на разного рода информационные услуги в России (программное обеспечение, ноу-хау и т.д.) до общеевропейского уровня. При этом, оставив заработные платы на уровне слаборазвитых стран третьего мира, которых с трудом хватает на элементарное физиологическое выживание, не говоря о развитии человеческого капитала.

Нужно понимать, что ужесточение борьбы с контрафактной продукцией и незаконным оборотом технологий в условиях колоссальной и постоянно возрастающей имущественной дифференциации населения, низкого уровня жизни 70% российских граждан (доходы ниже средней заработной платы по стране), технологического упадка несырьевой промышленности и аварийного состояния базовой инфраструктуры (износ свыше 80%) способно лишь усилить структурную деградацию экономики. А также практически наверняка загонит подавляющую часть рынка технологий и информационных услуг в откровенно теневой и даже криминальный сектор, что спровоцирует ещё большую технологическую примитивизацию производства, падение собираемости налогов и падение стимулов для модернизации экономики.

Ни российские граждане, 60% которых относятся Институтом социологии РАН к бедным и нищим слоям населения, ни несырьевые обрабатывающие производства, не связанные с распродажей невосполнимого минерального сырья и прокручиванием нефтедолларов, просто не могут себе позволить приобретать технологии по тем ценам, по которым их приобретают в потребители в США и ЕС.

Надо отметить, что Китай, также являющийся членом ВТО с 2001г., вопреки всем требованиям организации продолжает активно заниматься промышленным шпионажем, нелегальным трансфертом технологий и «серым» импортом передовых производственных и управленческих технологий. Иного пути просто нет - приобретать современные технологии, ноу-хау, патенты и результаты НИОКР в рамках существующей крайне жёсткой системы торговли патентами, навязанной крупнейшими американскими и европейскими технологическим гигантами, не в силах даже Китай с его огромной по масштабам экономикой, мощной индустриальной базой и динамично развивающимся сектором наукоёмких производств.

Неудивительно, что Китай наряду с Россией традиционно входит в тройку стран с наибольшими нарушениями авторских прав, патентного законодательства и прочих международных норм в области охраны объектов интеллектуальной собственности. Единственное и принципиальное отличие состоит в том, что, если Китай использует это во благо (перенимает передовые производственные и управленческие технологии, ноу-хау, конструкционные решения, результаты НИОКР и т.д.), то в России, к огромному сожалению, судя по масштабам упадка в высокотехнологичной обрабатывающей промышленности и продолжающемуся снижению доли наукоёмкой продукции в промышленности и экспорте, всё ограничивается спекуляциями и перепродажей программного обеспечения и устаревших технологий.

Китай целенаправленно проводит политику импорта (в том числе незаконного) передовых технологий и результатов НИОКР с целью форсированного развития научно-технического потенциала и построения контура наукоёмких производств современного и приходящего ему на смену технологического укладов - биотехнологий, нанотехнологий, ИКТ, генной инженерии, атомной энергетики, ракетно-космической промышленности.

Помимо этого в резолюции Европарламента говорятся общие слова о том, что присоединение отечественной деиндустриализированной экономики к  ВТО должно ускорить реформы в стране, включая борьбу с коррупцией, усиление роли права, укрепление института частной собственности и улучшение бизнес-климата.

«Полное принятие Россией правил ВТО и постепенное исполнение ею своих обязательств должно стать предварительным условием дальнейших переговоров с ЕС по вопросам регулирования госзакупок, энергетики и инвестиций» - подчеркнули в Европарламенте.

Претензии Европарламента - инструмент глобальной конкуренции

Помимо этого европарламентарии выразили обеспокоенность тем, что Таможенный союз между Россией, Казахстаном и Белоруссией может противоречить правилам ВТО и обязательствам России, поскольку создает дополнительный барьеры в торговле.

Насколько можно судить, этот тезис европейских бюрократов вообще не имеет никакого отношения к вопросам международной торговли и обязательствам России перед ВТО. Таможенный союз изначально проектировался и создавался российскими властями с учётом мирового опыта создания наднациональных экономических интеграционных объединений и организаций, который позволяет интегрировать внутренние правила и нормы ТС с нормами других международных финансово-экономических организаций. В том числе и с нормами ВТО.

Более того, ещё в конце июля текущего года в Москве прошло заседание совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на котором были утверждены одобренные 5 июля решением коллегии ЕЭК №101 новый единый таможенный тариф (ЕТТ) Таможенного союза, а также новая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Именно эти документы являются базовыми при исчислении ввозных пошлин для всех товаров, ввозимых на территорию таможенного союза.

Согласно внесённым поправкам, произошло снижение импортных тарифных ставок на примерно 1000 товарных позиций. В том числе речь идёт о продовольственных товарах, коврах, готовой одежде, изделиях из черных металлов, моторных транспортных средствах. Одновременно с этим примерно для 25% общего числа товарных позиций ставка тарифа может быть повышена до уровня тарифных обязательств, взятых Россией в рамках протокола о присоединении к ВТО.

Тем не менее, было бы ошибочно ожидать, что это создаст дополнительные возможности для снижения негативных последствий для отдельных отраслей отечественной промышленности в связи с втягиванием России на «Титаник» ВТО. Стратегические ошибки и просчёты не компенсируются тактическими победами - нельзя компенсировать сдачу финансово-экономического суверенитета России и неизбежную в рамках ВТО деградацию отечественной экономики за счёт повышения таможенных ставок в рамках Таможенного союза и получения дополнительного дохода в торговле с членами ТС.

По предварительным расчетам при переходе на новую редакцию ЕТТ в результате гармонизации тарифной политики средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины во  взаимной торговле России, Белоруссии и Казахстана в рамках ТС снизится с 9,6% до 7,5-7,8%.

В этой связи претензии Европарламента по вопросу противоречия Таможенного Союза принципам свободной торговли и либерализации внешнеэкономической деятельности ВТО выглядят совершенно неадекватными - либо европейские чиновники просто не понимают, о чём говорят и не стесняются открыто демонстрировать свою хроническую профессиональную непригодность и некомпетентность. Либо европарламентарии без зазрения совести и совершенно открыто отрабатывают заказ крупных западноевропейских корпораций, промышленных гигантов и международных банков, которые всеми силами стремятся прорваться и закрепиться на крайне ёмком российском рынке в условиях сползания мировой экономики в очередную фазу рецессии.

Единственное, что могло привлечь повышенное внимание стоящих на службе крупного европейского финансового, промышленного и торгового капитала евробюрократов, так это наличие существенных изъятиях по порядка 120 позициям для Белоруссии и Казахстана (как не участвующих в ВТО стран). Другое дело, что до сих пор не понятны сроки действия таких изъятий.

Согласно имеющейся информации, в список изъятий из общей тарифной сетки, в частности, попали автомобили: Белоруссия и Казахстан получат право ввозить их по действующим ставкам, а нормы ЕТТ будут применяться только для импорта в РФ. Напомним, для компенсации разницы в уровне пошлин РФ введет утилизационный сбор на автомобили, тогда как Белоруссия и Казахстан такую норму вводить отказались.

продолжение следует ...

глобальная экономика, ВТО, глобализация, Россия - Запад

Previous post Next post
Up