Nov 08, 2012 14:29
Мир стал крайне запутан и сложен. Причём запутанность и сложность только увеличивается. А патологическая жажда простоты автоматически побуждает человека мечтать и желать прошлых времён. Идеализированное прошлое представляется временем наивным и детско-святым. В нём принципиально отсутствует запутанность и сложность. Отсюда горячее желание вернуться к первоистокам (время пророков, апостолов, святых отцов и учителей). Отсюда жизнь как ностальгия по святому прошлому, как возвращение, возврат. Отсюда отрицание кризисной культуры и приятие голой природы Руссо. Отсюда и возврат к религии, к её фундаментальным основам и первоначальным доктринам. При этом, багаж накопленных знаний, приобретённый опыт межличностных, межкультурных и религиозных коммуникаций с неизбежностью ведёт к новым интерпретациям прошлых содержаний, зачастую неприемлемых для широких масс верующего народа. Религия - есть отчаянный шаг в неизвестность, экстремальная ситуация для отчаявшийся души. И что бы нам не говорили, но именно христианство в своём истоке и в своих наиболее строгих формах есть сама ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ.
Далее, любая религия есть возврат к мировоззренческой ясности и простоте. В христианстве на бытовом уровне, это видно на примере простого, а за частую слепого, следования советам и велениям старца. Дело в том, что такое приятие (некритическое) с точки зрения здравого смысла представляется нелепым и абсурдным. Секрет в том, что религиозные доктрины сами, со стороны того же здравого смысла зачастую безумны и абсурдны. "Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?... а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" - пишет ап. Павел коринфянам (1 Кор.1:20 - 23). Говоря словами Тертуллиана: «Что может быть общего между Афинами и Иерусалимом»? "Верую ибо нелепо" /Тертуллиан/ - вот тезис, который исповедует, даже такой продвинутый мыслитель как Н. Кузанский. И действительно, о чем говорит христианство, а именно, всеблаженный Бог - страдал на Кресте. Бесконечный Абсолют, стал человеком. Родившаяся во времени, родила Вечного и т.д. Одним словом, Божественные словеса и истины представляются нелепыми, но вот в этой то нелепости и заложена огромная притягательная сила для огромных масс. Иррациональность, сверхрациональность и есть существенная черта религиозного сознания.
размышления