По поводу срубленных КРЕСТОВ!

Aug 27, 2012 15:58

В продолжении поста: "Антикрестовый поход" в России

"Злоумышленники, которые спилили кресты в Архангельской и Челябинской областях, должны быть строго наказаны, заявили в Московском патриархате". Интерфакс

Знаковый символ, вбирает в свою "орбиту" всегда больше, чем он является, как "смысловой знак". В культурном значении, он всегда аутентичен культуре "наблюдателя", вне зависимости от его религиозных предпочтений и мировоззренческих парадигм сознания. Символ, скорее своеобразная "метка-ориентир" фундаментальной границы сакрального и профанного миров. Дорога, ведущая в Неизведанное, таинственный Путь или дверь -- указывающая на социокультурное табу
и предупреждающая о смертельной опасности. Проблема приходит тогда, когда начинается вербальная игра символами, в угоду идеологическим "божкам" и их секулярным атрибутам (в рамках той или иной культуры). Символ -- размывается, забазаривается, замутняется и его культурная функция связи-табу (сдержек-противовесов) сводится на нет или обессмысливается.

Возьмем, для примера, христианский Крест, как интересующий нас символ. Мощнейший символ победы Христа над грехом, царством ада и смерти. Конечно же, важнейший символ христианства был хорошо знаком и в древнейших религиозных системах, где он являлся символом огня или солнца. Но я сейчас не об этом. Что мы видим, если дистанцируемся от его христианского содержания? Две перпендикулярные прямые линии и ... все. Холодное, точное и бессодержательное (в смысле мировоззрения) восприятие ущербного мира.

Идем далее. На этих линия мы видим изображение человека. Зная историю христианства, перед нашими внутренними очами (более богатое содержание) предстает история замечательного Человека и Его жестокая и позорная казнь. Крест -- как символ жестокости и страдания. Для тех, кто не в курсе, поясню: древние римляне, которые не считали рабов за людей, называя их "вокале инструменталис" -- "говорящее орудие труда", полагали, что только на кресте грубое мясо живого раба может прочувствовать всю боль и испытать достойные его положения муки. Итак, Крест -- символ позора, мук и жесточайших страданий. Перед нами, в отличие от двух перпендикулярных прямых линий, совершенно иное восприятие мира (для тех, кто понимает, о чем я) и более богатая по содержанию внутренняя жизнь душевного человека. Некоторые ревностные христиане изображали Крест у себя на лбу (благодаря этому их легко узнавали во время гонений) и груди, это дало повод язычникам насмешливо называть христиан - "крестопоклонниками", полагая, что они поклоняются Кресту, как идолу или фетишу, что, как мы понимаем, совершенно некорректно.

Далее. Христиане, исповедующие Христа Сыном Божиим и осознающие смысл его искупительной жертвы, воспринимают Крест, как нечто более глубокое (принцип сакральной и открывшейся двери, тесным-вратам, пути-страдания, ведущего в Царство Божие), а именно, как то, о чем поет пасхальный канон:"Смертию смерть поправ и сущим во горбех, живот даровав". Крест - как сакральный и абсолютно уникальный символ победы Добра и Света. Перед нами Символ, открывающий уникальный мир, наполненный таинственным ореолам божественной полноты (плерома) и тайны "будущего века".

На Кресте -- Христос обнимает весь мир (космический Христос) и призывает всех человеков в Царство Божие. Но есть и ещё одно значение этого символа -- молитва и взгляд Христа ... на человека и ... за человека. Обожится и уподобится Христу. Здесь предел пульсирующей мистики и максимального напряжения всех человеческих ... нет, сверхчеловеческих, сил ("без Меня не можете творить ничего") высочайшего аскета и великого подвижника. Никто не может настолько приблизиться к Христу и стать по - настоящему Его искренним другом (что прекрасно осознавали древние отцы), если не поднимется на свою Голгофу. И только исполненный божественной Любви и божественного Сострадания взгляд Христа даст силы перенести эту боль ... молясь за своих обидчиков и палачей.

"Взгляд, который я устремил к Богу, есть тот же самый взгляд, которым Бог смотрит на меня", -- если позволите, перефраз Мейстера Экхарта. Но этот аспект Символа давайте оставим Святым.



(из старого)

символы, вандализм, православие в России

Previous post Next post
Up