Речь
в статье Кургиняна идет о будущем, о предощущении перемен и об изменениях в нашей стратегии в связи с тенденциями, которыми это будущее прорастает. Уж очень будущее выглядит, мягко говоря, неприглядно.
- Автор улавливает и ощущает признаки таких перемен, которые сигнализируют "о невозможности простого развития тех интеллектуальных построений и форм человеческого поведения, которые были эффективны на предыдущем этапе".
- Эти перемены требуют смены подхода, не обязательно кардинальной смены. Порой достаточно каких-то корректив. Но их необходимо сделать, чтоб не оказаться в капкане собственной инерционности.
- Празднование Дня Победы не соответствует событию. Это пышно, многолюдно, но не про Победу
- В Перми изгнали из колонны "Бессмертного полка", человека, который нес красное Знамя Победы.
- В других городах можно было, а здесь запретили. Очевидно, что разница в чиновничьем подходе.
- Но то, что удалось изгнать, свидетельствует о другом. Проблема в том, что шедшие рядом пермяки позволили это сделать. Они не возмутились, не вступились. Если бы соседи по колонне реально возмутились, чиновники бы отступили. Но действенного возмущения не было.
- Точно такого же возмущения было бы достаточно и тогда, когда вороватые директора заводов свертывали производство. Тогда бы множество заводов и фабрик не закрылось. Но они закрыты и ныне разрушены. Можно вспомнить фото-выставку 20 лет без СССР.
- Окончательно решить вопрос с ювенальными бюрократами можно очень просто, послав их в Чечню. Там бы им быстро объяснили, насколько правильно отбирать детей.
- А что происходит с нами? Мы готовы просто все отдать и умереть?
- Нельзя сворачивать Знамя Победы в угоду чиновнику. Когда ты смиряешься, ты утрачиваешь связь с другим берегом.
- Но для того, чтоб сопротивляться, необходимо иметь особую веру, ту которую имел Павел Власов, герой романа Горького "Мать".
- У современных молодых людей этой веры нет. (У немолодых людей часто тоже нет. Прим. моё)
- А когда нет веры - ты слаб.
- Капитализм дал жизнь не только коммунизму, как идее и как реальности, воплотившейся в СССР. Капитализм еще взрастил фашизм.
- Перед фашизмом спасовали народы просвещенных стран. Не смирились только люди, глядящие на нас с портретов "Бессмертного полка".
- Сейчас при праздновании Дня Победы все чаще звучат мотивы скорби.
- Да, скорбь уместна, но в 1945 году было еще и торжество победителей. А сейчас победительность активно вытесняется.
- Скорбизм начал давать первые всходы еще в брежневское время.
- Советская номенклатура все более жирела и теряла мобилизационный запал.
- Это находило отражение в культуре. Песня "Если б не было войны" вписывалась в контекст скорбизма. Она приоткрыла некую метафизическую калитку, в которую потом хлынуло: "Ах сколько бы мы съели антрекотов, мой милый, если б не было войны".
- У Борхеса в конце рассказа о Минотавре Тесей говорит: "Поверишь ли, Ариадна, Минотавр почти не сопротивлялся".
- Ничего подобного не было в песнях о войне Владимира Высоцкого. Там материал сопротивлялся опошлению. Он содержал победительность.
- Наша эпоха - эпоха необрежневизма, она характеризуется не только неадекватной элитой, но и регрессом.
- Общество, ужаснувшись содеянному в перестроечные годы, хочет сопротивляться западной экспансии и новому распаду. Но это желание наталкивается на общественную дистрофию и предельную омертвелость бюрократии.
- Можно воевать и совершать великие дела, опираясь на разнокачественную культуру. Это хорошо характеризуется стихотворением поэта Павла Когана, погибшего на войне: "Как мы дышали, как дружили, как жили мы, как впопыхах плохие песни мы сложили о поразительных делах".
- Нельзя раствориться в этой разлитой дистрофии, но и нельзя отделять себя от народа.
- Когда-то пройти между Сциллой растворения и Харибдой обособления удалось Владимиру Высоцкому.
- Главный вопрос в нашем ИСКУПЛЕНИИ краха СССР, не в почитании СССР, а в ИСКУПЛЕНИИ краха СССР.
- "Нам нужны искупительная жизнь, искупительное творчество, искупительная коллективность, искупительная яростность самовосхождения, искупительная безжалостность к себе и искупительная любовь к своему народу".
"Нам нужно добраться до священных источников, в которых содержится искупительная сила. Нам нужно искупительное понимание Маркса, а не какое-то понимание вообще. Нам уже не нужны и панегирики Марксу, особенно дежурные необрежневские. Мы могли бы праведно жить без некоей предельной яростности и окончательности. Но искупить произошедшее без этой предельной яростности и окончательности мы не можем. А значит, мы должны добраться до них."