Марк определял человеческую сущность как "ансамбль общественных отношений" в своих "Тезисах о Фиербахе". Фиербах отождествлял человеческую сущность с религиозной, которая по Марксу была природной, а человек не сводился у него к природным данным, человека еще создавало общество, и не абы какое, а "ансамбль" социальных отношений. Кривой русский перевод исказил эту мысль, переведя "ансамбль" как "совокупность". Получилось "любые" общественные отношения, включая криминальные, нечеловеческие.
Человеческая сущность не просто в творчестве индивидума (животные тоже творят), а в том, как он соотносит себя с обществом, свое творчество с общественным. Недаром деньги закрепились как эквивалент обмена результатами труда. Усложненный труд, требующий долгого обучения, организации и разделения перестал быть универсальным, специалисты перестали быть легкозаменяемыми. Деньги ускоряли процесс обмена результатами различного труда, минуя долгие поиски заказчика и покупателя бартера. Они же закрепили отчуждение между людьми, не стало необходимым обосновывать справедливость обмена. Деньги решали. Возникла почва для неравества, слабо объясняемого, либо вообще никак не обоснованного, просто по факту наличия или отсутствия денег. И в этом искажающая суть денег. Они извратили гармоничные отношения между людьми ("ансамбль отношений"), уничтожили справедливый обмен, освободили одних вообще от необходимости производить продукты труда и закабалили других без внятных нравственных оснований.
Если результаты труда - ресурс, то деньги стали отчужденным ресурсом. Отчужденным от человеческой сущности, "ансамбля" отношений, гармоничных отношений, справедливых. Деньги сделали людей отчужденными от Ответственности друг перед другом - в этом их извращающая суть. Поэтому с одной стороны деньги - это ресурс, творческая сила для одних, с другой - антигумманистическая, дъявольская сила, отлучающая от творчества других, если не до конца разрушающая, то сильно уродующая "ансамбль" - человечскую сущность жить и творить в гармонии с другими.
Цитирую я не сам текст пользователя ebrk, а Маркса.
Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, т.е. его собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что он есть родовое существо. Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность.
Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире.
И там же, в пропущенном абзаце " человек - родовое существо, то есть изменяет жизнь не в одиночку, а через через человеческий род, то есть через общественный труд."
Животное предопределено средой, человек изменяет среду, потому что делает это коллективно - значит, масштабно и так, что изменения выходят за рамки личных животных потребностей, появляется место для творчества и красоты, для идеалов.
Марк определял человеческую сущность как "ансамбль общественных отношений" в своих "Тезисах о Фиербахе". Фиербах отождествлял человеческую сущность с религиозной, которая по Марксу была природной, а человек не сводился у него к природным данным, человека еще создавало общество, и не абы какое, а "ансамбль" социальных отношений. Кривой русский перевод исказил эту мысль, переведя "ансамбль" как "совокупность". Получилось "любые" общественные отношения, включая криминальные, нечеловеческие.
Человеческая сущность не просто в творчестве индивидума (животные тоже творят), а в том, как он соотносит себя с обществом, свое творчество с общественным. Недаром деньги закрепились как эквивалент обмена результатами труда. Усложненный труд, требующий долгого обучения, организации и разделения перестал быть универсальным, специалисты перестали быть легкозаменяемыми. Деньги ускоряли процесс обмена результатами различного труда, минуя долгие поиски заказчика и покупателя бартера. Они же закрепили отчуждение между людьми, не стало необходимым обосновывать справедливость обмена. Деньги решали. Возникла почва для неравества, слабо объясняемого, либо вообще никак не обоснованного, просто по факту наличия или отсутствия денег. И в этом искажающая суть денег. Они извратили гармоничные отношения между людьми ("ансамбль отношений"), уничтожили справедливый обмен, освободили одних вообще от необходимости производить продукты труда и закабалили других без внятных нравственных оснований.
Если результаты труда - ресурс, то деньги стали отчужденным ресурсом. Отчужденным от человеческой сущности, "ансамбля" отношений, гармоничных отношений, справедливых. Деньги сделали людей отчужденными от Ответственности друг перед другом - в этом их извращающая суть. Поэтому с одной стороны деньги - это ресурс, творческая сила для одних, с другой - антигумманистическая, дъявольская сила, отлучающая от творчества других, если не до конца разрушающая, то сильно уродующая "ансамбль" - человечскую сущность жить и творить в гармонии с другими.
Reply
https://ebrk.livejournal.com/64184.html
Цитирую я не сам текст пользователя ebrk, а Маркса.
Животное непосредственно тождественно со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает себя от своей жизнедеятельности. Оно есть эта жизнедеятельность. Человек же делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность - сознательная. Это не есть такая определенность, с которой он непосредственно сливается воедино. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Именно лишь в силу этого он есть родовое существо. Или можно сказать еще так: он есть сознательное существо, т.е. его собственная жизнь является для него предметом именно лишь потому, что он есть родовое существо. Только в силу этого его деятельность есть свободная деятельность.
Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире.
Reply
Животное предопределено средой, человек изменяет среду, потому что делает это коллективно - значит, масштабно и так, что изменения выходят за рамки личных животных потребностей, появляется место для творчества и красоты, для идеалов.
Reply
Leave a comment