Еще продолжаются обстрелы, Донбасс еще остается в состоянии неопределенности. Жизнь налаживается очень медленно. Помощь, которую российские школы оказывают школам Донбасса, еще очень там нужна. Но этим нельзя ограничиваться. Самая большая помощь требуется в восстановлении образа будущего. Он очень туманный, настолько туманный, что люди о нем предпочитают вообще не думать. Выживание, в буквальном смысле слова, занимает все мысли. Без видения будущего очень тяжело взрослым, но гораздо тяжелее детям. Поэтому это будущее просто необходимо замыслить. Его невозможно замыслить, не протянув связь времен от восстановления послевоенной страны, грандиозного строительства, полета в космос до наших дней. Да, в какой-то момент масштабность замыслов стала мельчать, это и привело к развалу страны и к нынешнему противостоянию с поднявшим на Украине голову национализмом. Настало время замыслить будущее, посмотреть на трудовые и военные подвиги предков, спросить себя: «а мы что хуже?» и начать это будущее воплощать в жизнь. Необходимо как можно скорее избавляться от наступившей стратегической растерянности и начать строить. Можно жить бедно, нельзя жить без будущего.
Я болезненным рос и неловким,
Я питался в дешевой столовке,
Где в тринадцати видах пшено
Было в пищу студентам дано.
Но какое мне было дело,
Чем нас кормят, в конце концов,
Если будущее глядело
На меня с газетных столбцов?
Под развернутым
Красным Знаменем
Вышли мы на дорогу свою,
И суровое наше сознание
Диктовало пути бытию
(Борис Слуцкий, 1960)
В прошлую нашу поездку
мы рассказывали детям о космосе, без освоения которого будущего нет. В этот раз мы решили показать детям еще одну возможность творческой и интересной жизни на благо Родины.
Одной из поднятых тем была - геологоразведка. Рассказ был тем более интересен, что докладчик сам участвовал в геологоразведочных экспедициях. Но перед тем, как затронуть эту тему, мы рассказали детям о героинях послевоенного восстановления страны, которые и дали детям возможность стать геологами, инженерами, учеными, врачами. Эти девушки с Востока Украины, молодые учительницы, несли свет знаний детям Западной Украины. Они подвергались угрозам, избиениям, кто-то из них отдал за это жизнь. Но от намеченной цели они не отступали.
В каждой из школ, в которых мы побывали, мы встречали заинтересованные глаза внимательно слушающих нас детей.
Школа №13, поселок Шахта 160
После рассказа в 13-й школе состоялся телемост с московской школой. Детей на Донбассе общение со сверстниками очень поддерживает.
Школа №19, Миусинск (место боев в августе 2014 года)
Дети реально побывали под обстрелами. Эта единственная школа в Красном Луче, в которую попадали снаряды и пули. Сейчас все отремонтировано, но следы видны. Дети в этой школе всегда очень внимательно слушают. Несмотря на то, что мы к ним приехали уже вечером, дети нас ждали. Они не хотели пропустить мероприятие.
УВК-3. Поселок Яновка
И дети, и учителя очень внимательно слушали и про героизм молодых учительниц, и про геологоразведку.
Учебники, которые мы привезли, позволили открыть второй класс
До сих пор во многих школах острая нехватка учебников на русском - последствия украинизации.
Эта школа расположена далеко от города в поселке Яновка. Рядом с поселком находится монумент и музей Миус-Фронт.
Он воздвигнут в честь защитников Донбасса, которые держали оборону в течение 260 дней. От подножья до вершины ведут 260 ступеней.
Телемост с московской школой в Краснолучской школе №4
Школа №4. Дети слушают про геологоразведку
Очень хочется верить, что мы все и дети, и взрослые, и в России, и на Донбассе, и на Украине замыслим светлое будущее и воплотим его. Пока это выглядит несбыточной мечтой. Но, если искренне ей заразиться, то все может стать возможным. Кто считал возможным в 1941, что через 20 лет советский человек первым полетит в космос?