Можно ли жить при коммунизме, но при этом не строить коммунизм?

Dec 17, 2015 03:40




Какие бы художественные фильмы или книги я сейчас ни разбирал, что бы по античности ни читал, мысль все равно возвращается к различным аспектам идеального общества. Я не могу назвать такие размышления утопическими. По крайней мере, я пытаюсь им придать реалистический характер.

Сразу оговорюсь, что я противник формулы "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Это вообще не об идеальном обществе (коммунизме). У идеального общества безусловно есть экономический аспект жизни. Но мне сейчас больше интересны его коммунальный и идеологический аспекты.

Попытаюсь раскрыть вопрос, вынесенный в заголовок. Есть такая позиция: дайте мне достойную работу и достойную зарплату (вкупе, конечно, с достойным образованием, а можно и без него), и мне больше ничего не надо. Это позиция винтика, но достойного винтика. Если честно, меня лично она на каком-то этапе устраивала. Но, давайте будем честны перед собой, это тот же самый проект "Великий инквизитор", но только не с позиции инквизитора. Просто есть несколько моментов, для кого-то существенных, но не для меня. Их стоит оговорить.
Считается, что
1. "Великий инквизитор" - это рынок, который ограничен установленным людьми законом.
2. Есть возможность выбирать "Великих инквизиторов" раз в четыре года.
3. "Великих инквизиторов" много, если мне не понравится этот, могу уехать к другому.

Почему эти моменты не важны при рассмотрении пары "винтик" - "Великий инквизитор".
1. Закон, ограничивающий рынок, устанавливается людьми. Как раз теми, кто и является таким коллективным "Великим инквизитором" по отношению к винтикам. Не принимаешь в этом участие, не удивляйся, что рынок бывает не ограничен в проявлениях зла по отношению к тебе и твоим близким.
2. Куда уходят переизбранные? Покидают ли они коллективное тело "Великого инквизитора"? Как происходит сам выбор? Что мы знаем о том, кого раз в четыре года выбираем, если мы ставим себя в позицию "достойная работа - достойная зарплата" и ничего более?
3. Те, кто говорят, что природа человека всегда плоха и только рынок и закон приводят к здоровой конкуренции и развитию, могут задуматься над вопросом: а природа "Великого инквизитора"? Те же люди с плохими врожденными наклонностями. Про плохие наклонности не я утверждаю, а поклонники свободного рынка. То есть, природа "Великого инквизитора" всегда плоха.

Если мы чужды проекту "Великий инквизитор" и не собираемся себя рассматривать ни в качестве самих инквизиторов, ни в качестве винтиков, значит мы должны строить коммунизм или иными словами принимать участие в общественной жизни. Да, общественной жизни не чужды в любом обществе. Я просто о своем идеале говорю. Хочу подчеркнуть: отказавшись участвовать в общественной жизни, не удивляйся потом. Выборы тут не помогут.

Конечно, следует помнить, что есть симулякры участия, есть аккумулирование общественной энергии злыми силами. Можешь что-то конструктивное на этом пути или нет, зависит от формы участия и многих других факторов. Но, если отказался участвовать, то тогда точно от тебя ничего не зависит. Есть ты и есть "Великий инквизитор", который знает, что для тебя хорошо. С этого момента знанием о твоем благе обладает только он. Ты не обладаешь, твое хочу уже больше никого не волнует. Если какие-то хочу на каком-то этапе совпадают с тем, что считает благом Великий инквизитор, то либо тебе в этот момент повезло, либо ты не заметил, как он сделал из своего представления о благе твоё хочу.

История учит, что нет предельных форм, по достижении которых всё! Дальше только живи и радуйся. Значит как-то общественная жизнь будет меняться. Твое участие будет определять эти изменения. Без него изменения будут происходить все равно. Жить при коммунизме - это непрерывно его строить. Не надо понимать это так, что это только борьба и никаких удовольствий, что нет в самом строительстве удовольствия. Это не жизнь в постоянном переходном периоде. Это сам коммунизм. Да для строителя счастье построить еще и построить еще лучше. Работа это не только необходимость физического выживания. Работа - это необходимость для обретения счастья. Работа работе рознь. Но хороший учитель, который видит достижения своих учеников, счастлив. Он сопричастен акту творения человека. В этот момент он приближается к Богу. Если в работе есть творение, пусть даже не всегда творчество, но ты точно знаешь, что вместе с другими ты творишь историю, запуская человека в космос, покоряя другие миры, - ты сопричастен, твоя жизнь наполнена смыслом. Ты живешь при коммунизме и строишь коммунизм.

Что же было с сопричастностью в СССР после первого полета в космос? Какие формы может принимать общество с учетом того, что, скорее всего, всегда будут люди, которые хотят для себя только роли винтиков - сытых, достойных винтиков. Стоит ли рассматривать коммуны, как часть идеального общества или они должны распространится на все общество? Об этом я попробую написать в следующий раз.

Коммунизм, Великий инквизитор

Previous post Next post
Up