Извечные вопросы: почему обладая отличными специалистами и ресурсами компании имеют низкую производительность? Как эту самую производительность поднять без дополнительных затрат? Почему некоторые компании, обладающие меньшими активами, имеют более высокие результаты? Правда ли, что "корпоративная культура" оказывает большее влияние на успех, чем внедрение новой технологии? Или это бизнес-консультанты "вешают лапшу на уши"?
На самом деле я действительно верю в то, что атмосфера в коллективе оказывает влияние на производительность. И да, я также верю в то, что такое понятие как "корпоративная культура" имеет место быть. Но тогда остается вопрос: А что с этим делать дальше?
Прочесть книгу "Лидер и племя" мне посоветовал мой друг и коллега из компании DKC - "хорошая книга, многие вещи ставит на места". Отзывы на эту книгу в сети тоже только положительные (хотя не всегда стоит доверять тому, что пишут в интернете). На сайте издательства вообще сказано, что она должна стать чуть ли не настольной книгой для любого руководителя. Насколько верны эти утверждения?
Итак, приступим. С первых строк (после обычных в таких случаях фраз, что корпоративная культура может значить больше, чем другие бизнес-процессы), авторы дают определение племени - дескать, это группа людей, с которыми Вы чаще всего и общаетесь, с которыми вы можете перекинуться парой фраз или приветствий, встретив их на улице, скорее всего их контакты занесены в Вашу телефонную книжку... Племя может состоять из нескольких десятков человек, а компании - из нескольких племён. У каждого племени существует свой "язык", и именно из этого наблюдения исходят авторы книги, разделяя корпоративную культуру на 5 уровней.
Уровень 1. Здесь члены племени считают, что "жизнь - дерьмо". Именно поэтому нет смысла за что-то бороться, ориентироваться на правила и законы. Подобная культура, по словам авторов-исследователей, формируется в уличных бандах и группировках. На этом уровне люди злы и агрессивны. И ни во что не верят.
Уровень 2. Здесь говорят: "моя жизнь - дерьмо". Люди на втором уровне разобщены и пассивны. Но это всё же лучше, чем быть на "первом" уровне. Хотя, наверняка, общение с такими людьми радости не вызывает. Люди не верят, что они способны на что-то (тем более, на что-то великое), что они могут что-либо изменить в своей жизни. Хотя, при этом, они понимают, что где-то там далеко возможна и лучшая жизнь.
Уровень 3. Человек, находящийся на этом уровне говорит: "Я - крутой, а ты - нет". По словам авторов, сейчас это самый распространённый уровень культуры. И мир бизнеса вокруг нас придерживается именно его. Это видно даже из литературы, которая приучает нас быть лучше, чем окружающие. За счёт увеличения личной продуктивности. Даже
тайм-менеджмент приучает нас "обходить" коллег-конкурентов и достигать лучших личных результатов. Люди на третьем уровне считают, что рассчитывать можно только на себя. При этом, работники третьего уровня могут вольно или невольно "опускать" своих коллег до уровня 2. И это не есть плохо, как может показаться при прочтении книги, ведь только перерастая уровень 3 можно выйти на ступень выше. Правда, для этого нужно "дозреть".
Уровень 4. "Мы крутые, а вы - нет". Именно на этом уровне появляется "команда". Как мушкетёры - один за всех, и все за одного. Есть общая цель, к которой стремятся все. Если кто-то "падает", его "подхватывают" и подстраховывают коллеги. Удача и успех сопутствует этому уровню культуры. Обойти конкурентов - чем не благородная цель? Легко! Может ли быть что-то лучше этого уровня?
Уровень 5. Мало кто достигал этого уровня, и мало кто на нём задерживался. И тем не менее... Те, кто достиг пятого уровня утверждают, что "жизнь прекрасна". Они работают даже не ради того, чтобы победить конкурентов. Их целью может быть борьба с болезнями. "Наш единственный соперник - рак", - говорит один из сотрудников Amgen (биотехнологическая компания). Или борьба с малярией, как у Билла Гейтса, или возможность получения образования ребятам из глухой африканской деревни, как у
Ричарда Брэнсона... Да, это в каком-то смысле "режим Бога". Это круто, но до такого уровня нужно расти и расти.
Вот такой расклад корпоративной культуры на части мне понравился. Он даёт некоторые критерии оценки, которыми можно реально воспользоваться. Авторы предлагают внимательно слушать "язык" племени и уже на основе этих наблюдений делать какие-либо выводы. Кстати, каждый уровень ещё имеет нижнюю и верхнюю ступень.
Ну а после того, как авторы разложили корпоративную культуру на уровни, они дают советы о том, каким способом можно подтолкнуть людей идти на уровень выше. Правда, на четвёртом уровне они предлагают не рваться вверх, а "стабилизироваться" и "закрепляться". Наверное, в этом есть некий смысл - ведь не всем дано быть настолько крутыми.
Да, книга полезная. Но тут нельзя самообманываться - она не решит всех проблем, существующих в коллективе, а только даст почву для размышлений и подскажет возможное направление.
Удачи Вам и успехов!