Кое-кто считает, что такого понятие, как "корпоративная культура" вообще не существует. Кто-то считает, что она представляет из себя пение гимнов компании, взявшись за руки и "верёвочные курсы" для сотрудников, или же мотивирующие плакаты в офисе. Кто-то относится к ней со скептицизмом, дескать "и увидеть нельзя, и нельзя потрогать"... да и пользы от неё никакой.
Так есть она, эта культура, или нет, на самом деле? Мне ближе идея, которую в своей лекции озвучивает
Борис Жалило: "Корпоративная культура есть всегда, хотите Вы этого или нет. Другое дело,как это выглядит со стороны и кто ей управляет...". Во многих книгах о ней пишут даже не применяя этого термина, но при этом предлагают использовать методы, которые воздействуют не на сам бизнес-процесс, а на некий "внутренний мир" компании.
Вот и автор этой книги считает, что "корпоративная культура" значит гораздо больше, чем стратегия развития или финансы организации.
Ранее я уже писал уже про одну книгу этого автора - называлась она "
Пять пороков команды" и представляла из себя бизнес-роман. На мой взгляд, кстати, не самый удачный - уж очень всё в нём "притянуто за уши". Однако, "Сердце компании" очень сильно отличается от этой книги, хотя и перекликается с ней.
Отличается не только формой - "Сердце..." скорее учебник. Здесь нет выдуманной компании и вымышленных героев, но зато довольно подробно автор разбирает вопросы, что считать "здоровой" организацией и что нужно сделать, чтобы привести организацию к "здоровью".
Видимо из-за формата изложения "Сердце..." воспринимается сложнее, чем "Пять пороков...", хотя сложность эта довольно условная - да, приходится напрягаться и концентрироваться, осмысливать информацию, но для учебника это нормально. Тем более, если в учебнике излагаются толковые мысли.
Итак, что же, по мнению автора, необходимо сделать для оздоровления компании? Любому, кто желает этим заняться придётся "сколотить" сплочённую команду руководителей, определить основные ценности компании, цели и задачи, донести эти задачи до всех и убедиться, что они поняты правильно. Как это сделать?
Когда автор говорит о сплочении команды руководителей, то неоднократно напоминает нам о своей книге "Пять пороков команды". В ней, дескать, он изложил самую суть. И вправду, многие идеи он здесь повторяет (хотя и более академическим языком).
О целях, задачах, ценностях компании Патрик Ленсиони говорит ещё больше. И тоже довольно серьёзным и академическим стилем. У организации должна быть яркая, амбициозная цель. Должны быть сформированы принципы, которыми организация никогда не поступается, даже под сильным давлением обстоятельств. Тому как правильно определить эти принципы и ценности посвящена целая глава. А о том, как заставить сотрудников следовать этим принципам автор ведёт разговор далее.
Интересный момент отметил для себя: иногда руководители подразделений (отделов или филиалов) считают своей основной целью организацию работы именно в своём коллективе. Сам за собой замечаю, что иногда больше беспокоюсь за "свой родной" отдел (что кажется логичным). Но автор призывает всё-же смотреть немного шире - решать проблемы не только в одном отдельно взятом подразделении, но и в соседних отделах. В конце-концов, "мы же делаем одно дело и движемся к одной цели". Действительно, важно чтобы все стреляли в одну сторону.
В общем, можно назвать эту книгу учебником. Можно назвать её лекцией - поскольку я слушал аудиовариант, то иногда представлял себе автора, читающим свой доклад перед аудиторией. В любом случае, если вы хотите сами управлять культурой в своей организации (фирме, или даже в отделе), то потребуется приложить немало усилий для этого - это не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.
Удачи Вам и успехов!