"Война и мир". Лев Толстой

Dec 27, 2022 21:44


Разве можно рассказать что-либо о таком произведении как «Война и мир»? Я всё-таки попробую.



В школьные годы я «упустил» это творение Толстого. Понятное дело, я знал про «небо Аустерлица», про «Соню-котёнка» и про старый дуб - всё-таки нужно было как-то сдавать сочинения на тему. Но я умудрился не прочитать ни одной главы из этого романа.

И вот, спустя пятнадцать лет после школьного выпускного мы с женой решили приобрести аудиоверсию - эдакий «ленивый» вариант.  И для меня это стало открытием.



Прелесть этой озвучки в том, что нет необходимости «заставлять себя читать» как в школьные годы. Евгений Терновский, к тому же, отличный чтец - он одинаково легко справляется и со светскими сценами, и с батальными, и с философскими рассуждениями графа Льва Николаевича. Там где нужно он делает акцент интонацией, говорит на разные голоса для разных персонажей и держит слушателя в состоянии внимания.

Я неоднократно слышал от своих друзей, что они часто перелистывали «войну» и «замысловатые рассуждения» Толстого об истории, о влиянии воли одного человека (или совокупности воль многих людей) на те или иные события. Здесь я не перелистывал ничего. И мне понравилось многое из того, что бы я мог пропустить из-за собственной лени и нежелания читать.

И ещё один момент, который «сглаживает» аудиокнига - это отсутствие французских текстов, всё сразу же озвучивается по-русски. Такой подход значительно упрощает восприятие.

Да, этот роман действительно одно из самых лучших художественных произведений, с которыми мне приходилось сталкиваться. Лев Николаевич - мастер слова и мастер подмечать детали. И эти детали кажутся настолько правдивыми, что ты невольно начинаешь сопереживать героям, потому что ты начинаешь видеть внутренний мир этих персонажей, как живых людей.

Первый такой момент, который стал для меня своеобразным триггером, это сцена офицерского пикника (Том 1. Часть 2. Глава VI), где одному офицеру «очень хотелось взять еще пирожок, но совестно было, и который поэтому притворялся, что он оглядывает местность». Всё просто, но ведь это нужно уловить этот момент и это чувство неловкости, а потом ещё и изложить это всё на бумаге! А таких моментов в четырёх томах множество...

При этой достоверности граф Толстой умудрился наделать и ляпов. Так, например, гусар Денисов на бале у Иогеля (учителя танцев) танцует с Наташей Ростовой польскую мазурку (Том 2. Часть первая. Глава XII). При этом непосредственно перед танцем он отстёгивает саблю, а в самом танце звенит шпорами. Также при сабле и в шпорах в опере появляется Анатоль Курагин (Том 2. Часть пятая. Глава IX), и даже адъютант-распорядитель бала, на котором князь Андрей танцевал с Наташей, тоже был при шпорах. Сомневаюсь что граф Толстой не знал этикета - даже я знаю, что сабля и шпоры были недопустимы ни в бальной зале, ни в театре.

Слушая повторно этот роман в 2022-м году я невольно отлавливал аналогии с нашим сегодняшним состоянием, когда Россия ведёт специальную военную операцию на территории Украины. Многие моменты, описывающие настроения людей в 1805-1812 годах, мне показались характерными и для нынешнего времени.

Например, возьмём переписку Жюли Карагиной и княжны Марьи (Том 1. Часть первая. Глава XXII). Первая пишет что «Вся Москва только и говорит, что о войне. Один из моих двух братьев уже за границей, другой с гвардией, которая выступает в поход к границе. <...> Не говоря уже о моих братьях, эта война лишила меня одного из отношений, самых близких моему сердцу. Я говорю о молодом Николае Ростове, который, при своем энтузиазме, не мог переносить бездействия и оставил университет, чтобы поступить в армию».

Княжна Марья своей подруге также описывает будни мобилизации:

«...третьего дня, делая мою обычную прогулку по улице деревни, я видела раздирающую душу сцену. Это была партия рекрут, набранных у нас и посылаемых в армию. Надо было видеть состояние, в котором находились матери, жены и дети тех, которые уходили, и слышать рыдания тех и других! Подумаешь, что человечество забыло законы своего Божественного Спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга».

Много позже (Том 3. Часть 1. гл. ХХ) в сцене где Ростовы читают воззвание Александра I к народу, граф Илья Андреевич Ростов говорит о патриотизме, что не пожалеет ничего для Отечества. Его сын, Петя Ростов просит чтобы его отпустили в военную службу.

«Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу:
- Вот и договорился! - сказала она.»

«- Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
- Петя! Я тебе говорю, замолчи, - крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.»

Это обычные реакции обычных людей. И они нам понятны. Как понятны также и чувства Андрея Болконского (Том 1. Часть 2. гл. XII), отправленного с донесением к императору Францу (он мог остаться при дворе, «пересидеть» отступление российских войск и не подвергать себя опасности - такой вариант ему предлагал Билибин). Но он отправляется догонять войска Кутузова и участвует в сражении при Шенграбене.

А как описываются в третьем томе чувства и переживания Наташи, когда она в храме участвует в коленопреклоненной молитве о спасении Отечества! Как будто бы сам там находишься (Том 3. Часть первая. Глава XVIII)...

А помимо войны есть ещё и мир, люди вокруг, их взаимоотношения, их суждения. Порою странные, порою непонятные нам, современным людям.

Например, я никак не мог взять в толк почему Николай Ростов не бросил играть в карты с Долоховым, пока не проиграл тому 44 тысячи. Ведь было ясно, что дело тут не только в везении Долохова - тот сам предупреждает Николая: «...мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» (Том 2. Часть первая. Глава XIII).

Можно конечно списать и на то, что таким проигрышем Николай как бы «оплачивал» отказ Сони у Долохова, но ответ я нашёл в мемуарах декабриста Сергея Волконского. Тот писал, что офицерам шулерствовать дозволялось, а вот уличать кого-то в шулерстве - это ниже всякого достоинства. Странно это для меня, всё-таки...

Для себя заметил как меняется восприятие событий романа, восприятие персонажей спустя столько лет. Если в прошлый раз на сценах, где Наташа изменяет Болконскому мне хотелось вслух кричать: «Ох, и дура!», то в этот раз мой гнев был более направлен на графиню Безухову, которая забавы ради сводит Наташу со своим братом Анатолем...

Впрочем, в этой истории мало кому есть оправдание: Наташа просто молодая девчонка, которая не справилась со своими гормонами. При этом князь Андрей тоже «молодец» - сам уехал в заграничный тур, а невесту оставил взаперти (ей-то ведь никуда не выйти было). Ну а про Элен я уже высказался.

Вообще, всё семейство Курагиных в романе представлено не в лучшем свете, как будто бы кто-то из них Льву Николаевичу на ногу наступил. Циничные, расчетливые, и при этом очень умные Курагины.

Ведь как «вкусно» подана сцена соблазнения Пьера (Том 1. Часть третья. Глава I).  Как эротично описывается её мраморный бюст, тепло её тела и даже скрип корсета при дыхании! Ух! Граф Толстой оказался просто мастером эротики. И всё это Курагины (а не только Элен) делают ради того, чтобы заполучить Пьера, точнее его деньги.

Странно, но исключительно положительных персонажей в книге я не увидел. В каждом найдётся какой-либо изъян. Впрочем, это делает персонажи лишь более человечными.

Николай Ростов, даже зная что семья его находится в тяжёлом материальном положении, продолжает кутить. Экономно, конечно, по его понятиям, но при этом выгоняя на охоту в Отрадном уйму народа, лошадей и собак - «с господскими сворами выехало в поле около ста тридцати собак и двадцати конных охотников» (Том 2. Часть четвёртая. Глава IV). Пьер Безухов, желая облегчить участь своих крестьян устраивает ряд нововведений в своих землях, но оказывается плохим управленцем. Его друг Андрей Болконский без лишнего пафоса делает это лучше, но про него я уже писал выше. Курагины расчетливые, Долохов вообще злюка, Денисов кутила, Друбецкой - карьерист...

Интересна сцена бунта богучаровских мужиков. С одной стороны радуешься за Николая, который как рыцарь на белом коне спасает княжну Марью, а с другой можно понять и крестьян, которые в пришествии Наполеона увидели возможность освободиться из крепости. И хотя мужики в Богучарове описаны как зажиточные (в том числе и из-за реформ князя Андрея), но справедливости ради нужно сказать, что и к ним относились как к людям второго сорта. Например, тот же самый Николай Ростов долго отучался бить крестьян (Эпилог. Часть первая. Глава VIII).

Размышления Толстого о роли Великих людей в истории перемежаются различными картинами и историями. Например, описанием того, как польский полковник потопил своих улан прямо на глазах Наполеона, но был за то причислен к «когорте чести». Вывод известный - короля играет свита. И кто тут более зависел от кого? Наполеон от своих войск, или войска от Наполеона... Скорее всего, это художественный вымысел. Однако что-то в размышлениях Льва Николаевича есть.

Мне очень понравились размышления автора и о Кутузове, всячески избегавшем сражения с Наполеоном, даже в те дни когда русская армия преследовала разрозненные отряды французов. В исторических статьях как-то больше внимания уделяют сражениям. Толстой же, видимо, считал что «не стоит вставать на пути у козла, который уже убегает с огорода, а тем более бить его по голове - нужно дать ему уйти самому».

В эпилоге упоминается поездка Пьера «по делам» сразу же после восстания Семёновского полка (Эпилог. Часть первая. Глава XIV). Возможно, эпилог «Войны и мира» является отсылкой к неоконченному роману Толстого о декабристах. Но дальше этого эпилога и трёх глав нового романа дело не пошло. Почему? Наверное, мы теперь и не узнаем.

Нужно ли заставлять читать «Войну и мир» детей в школе? Заставлять - точно не нужно. А как донести до детей, что это действительно хорошая литература, я не знаю. Мне кажется, что в шестнадцать лет я просто не воспринимал Толстого и его произведение.

Однако в учебнике у сына за пятый класс (!) я увидел фрагмент «Войны и мира» в пересказе Михаила Булгакова в виде пьесы. Отрывок о гибели Пети Ростова. Показательный он? Да. А вот в том, что его поймут пятиклассники я почему-то сомневаюсь.

После первого знакомства с «Войной и миром» почти 10 лет назад, мы купили себе этот роман в бумаге. Его на самом деле можно раскрыть почти на любой странице и просто читать часть чьей-то истории... С любого места...

Удачи Вам и успехов!

История, Книжный шкаф, 1812, Аудиокниги, Декабристы, Русская армия

Previous post Next post
Up