"Власть, влияние и политика в организациях". Джеффри Пфеффер

Jun 11, 2020 21:09


Слово «власть» чаще всего употребляется в негативном смысле - «злоупотребление властью», «он захватил власть», «его испортила власть» и так далее. Но если мы заглянем в словарь, то увидим, что «власть - это право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле».

В этом слове нет негатива - любой руководитель для достижения результатов должен обладать властью и уметь использовать её. Как мне показалось, это первый посыл книги Джеффри Пфеффера, профессора Стэнфордского университета.








Другая мысль этой книги состоит в том, что власть основывается на доступе к ресурсам и информации. Пожалуй так и есть - люди начинают зависеть от обладателя ресурсов, от того, как он ими распоряжается. Нужен ли вам новый степлер от офис-менеджера, или требуется закупить десяток компьютеров в отдел - тот кто распоряжается этими ресурсами будет иметь над вами власть.

А ведь под ресурсами можно понимать не только финансы - это и время, и возможность «продвинуть» какой-либо проект, шанс получить дополнительную «плюшку» и т.д.

Вряд ли эту книгу можно назвать учебником или руководством «Как за 30 дней получить власть в организации и удержать её». Скорее, это эссе на тему того, благодаря каким факторам власть появляется, какое влияние на организацию она оказывает, какие могут быть ограничения у лица, облеченного этой властью... И раз автор преподаёт в университете, то и изложение его мыслей очень часто строится на примерах из университетской жизни.

Например, он рассказывает о том, как некий профессор устроил свой кабинет в таком месте, где пересекались людские потоки из разных аудиторий (кроме того, рядом ещё был и мужской туалет). Вроде бы такое положение не говорит о высоком статусе владельца, но зато держа дверь открытой, он видел всех проходящих мимо людей, у него постоянно «тусили гости» самого разного статуса, поток информации через его кабинет был таким, что он был в курсе всех университетских событий.

Для того, чтобы показать как влияет организация рабочего места на обладание властью, автор приводит также примеры из «высокой» политики - он рассказывает о конгрессменах и даже о президентах США и их окружении. Впрочем, только выбором кабинета автор не ограничивается.

Он приводит историю о Гарри Трумэне, который «промурыжил» президента одного из банков, не допуская его на приём, хотя тому и было назначено. А всё потому, что в своё время аналогичным образом этот самый президент банка также «мурыжил» в приёмной молодого сенатора Трумэна. Этот случай приводится как пример тактики выжидания для проявления власти - пока вы затягиваете ответ, тот кто вынужден ждать ваших действий сам себя убеждает в вашей значимости для себя (не всегда именно так бывает, но на приёме у президента США скорее всего это работает).

При этом автор утверждает что на власть также будут влиять и другие факторы: помимо формальных полномочий это ваша бодрость и активность (чем вы активнее, тем больше шансов оказывать влияние на других), сложность выполняемых задач (чем более сложные задачи вы решаете, тем выше будет ваш статус в глазах других людей), способность вступать в конфронтацию, умение «считывать» эмоции собеседника и так далее. Факторов множество.

Впрочем, и потерять власть тоже нетрудно. История про Роберта Мозеса, государственного служащего, заведовавшего парками и скверами Нью-Йорка, а также влиявшего на всё градостроительство весьма поучительна. Тот самый человек, которому мэр города был не указ, который «посылал подальше» и полицию Нью-Йорка, и других важных лиц, потерял своё влияние «задрав нос» и поддавшись собственной гордыне. Когда он решил помочь дорогому ресторану расширить парковку для клиентов за счет ближайшего сквера, то встретил отпор в виде разъярённых мамочек. Но Мозес не посчитал их важными игроками и проигнорировал их требования. Но мамочки были все из хорошего богатого района,  у каждой был свой влиятельный муж... И когда они объединились против Мозеса, у того не хватило сил им противостоять.

Таких историй в книге множество. Практически к каждому аспекту власти и влияния автор находит несколько примеров. Есть описания известных лиц (например, таких как Генри Форд), есть упоминания лиц и событий, известных прежде всего американцам. При этом автор не даёт чётких указаний что делать для того, чтобы получить и укрепить власть. Эта книга, скорее, набор наблюдений, выводы из которых должен сделать сам читатель.

Удачи Вам и успехов!

Личная эффективность, Управление персоналом, Книжный шкаф, Менеджмент, Психология

Previous post Next post
Up