Материал подготовлен для Readovka.ru
Друзья, отправляюсь на сбычу мечт - со времён своей первой поездки в эти края я мечтал: вот бы здесь на велике покататься! И вот, спустя совсем немного времени, мечта эта начала сбываться.
Как известно, мечты - вещь идеальная, в них нет трудностей, жары, подъёмов по 200 метров кряду и полчищ комаров. И именно тем реальность лучше любых мечтаний - оказывается, что в окружающем мире есть столько всего, что твои фантазии не раскрывали и 1% всего разнообразия.
Стартую из долины реки Титовка, здесь заканчивается приличная дорога, и начинаются красоты. Обвешиваю велосипед всем необходимым и начинаю движение ближе к вечеру. Это ж Арктика, здесь днём слишком жарко - сложные препятствия лучше преодолевать по ночам)))
От большой земли полуострова отделяет хребет Муста-Тунтури, высотой около 200 метров, его мне и предстоит преодолевать первым. Пока я свеж и бодр, взлетаю наверх буквально за 3 часа, постоянно останавливаясь чтобы фоткать. Путешествуя на велосипеде это делать очень удобно - я закрепил фотосумку прямо на руле, и теперь, чтобы сделать кадр мне нужно буквально несколько секунд. После поездки 2014 года дорогу прямо не узнать - тогда был более холодный год, и местами лежало по метру снега:
Солнце заходит, печёт не сильно, да ещё и дарит длиннющие шикарные тени, кругом неописуемая красота. Создаётся ощущение какого-то инопланетного пейзажа, уже в который раз за эту поездку.
Перевал преодолел, и на въезде на полуострова меня встречает КПП! О, как, оказывается теперь это территория парка. Вход пока свободный, но, судя по всему, это временное дело - скоро начнут регулировать численность туристов здесь.
Вобщем-то это хорошо, массовое пребывание людей природе однозначно вредит. Пройдя КПП нахожу место около ручейка и устраиваюсь на ночёвку - путь неблизкий, поэтому стараюсь экономить силы. На берегу меня радостно встречают комары, так что даже ужинать приходится в противомоскитной панаме.
Полуостров средний даёт передышку после преодоления перевала Муста-Тунтури, дорога идёт на уровне моря и не приходится куда-либо взбираться. 18 километров «халявы» - и вот я в посёлке Большое Озерко.
Это заброшенная бывшая военная часть, расположенная совсем рядом с въездом на Рыбачий. Самая заметная тут достопримечательность - это 2 полностью заброшенных 5-этажных дома. Это - бывшие офицерские дома, их видно издалека, а когда приезжаешь сюда, обнаруживаешь рядом ещё десяток строений поменьше - клуб, школа, казармы. Мне, выросшему в тех краях, где квартиры стоят по несколько миллионов, и люди десятилетиями выплачивают ипотеку, видеть такое количество брошенного жилья как то дико. Понятно, что жизнь здесь - не сахар, но все же...
Решил остаться на ночевку именно здесь - Норвежский прогноз погоды показывает,что приближается сильнейшая непогода на целые сутки. Надо пережидать, в идеале под крышей.
Осматриваю дома, нахожу наиболее удобное для ночёвки помещение на 2 этаже, заношу велосипед и ставлю палатку прямо в комнате. Окон в здании давно нет, гуляет ветер, но некоторые из квартир ещё хранят остатки былого уюта - местами на стенах остались обои, в детской столовой рисунки щенков и ёжиков.
Я люблю стиль постапокалиптисис, но здесь он какой то слишком настоящий. Из интересных особенностей самих домов я обратил внимание на толщину стен (Арктика все таки), холодильные ящики под подоконниками, а также дровяные печи на кухнях. Газ на Кольском до сих пор редко используется в быту - даже в Мурманске готовят в основном на электро плитах, а уж здесь и подавно!
Вечером погода подарила прекрасный закат, чем я и воспользовался, чтоб пофоткать это затерянное в сопках место, а ближе к ночи с севера принесло дождевой фронт. Температура воздуха упала сразу до 8 градусов, поднялся ветер, пошёл неслабый дождь. Сижу в здании, пережидаю. Хорошо ещё, что заранее прогноз посмотрел! Не хотел бы иметь дело с такой непогодой в чистом поле.
И вот, дождь позади,небо начало светлеть, и я выдвигаюсь в путь, на мыс Немецкий. Последний участок дороги особенно тяжёл для колёсной техники, но велосипед проходит легко.
Удачно подгадываю время отлива - и легко прохожу знаменитую дорогу по приливной полосе. Это легендарное место: большой песчаный пляж, по которому идёт дорога, во время прилива закрывает вода. Соответственно, хотите проехать - ждёте отлив и вперёд. А тут вон какая удача - вода как раз на минимуме. В очередной раз удивляюсь, насколько легко велосипед проходит те препятствия, где я намучился с мотоциклом!
- Переплываю пару небольших бродов, забираюсь на большой холм - и вот вдали показался посёлок Вайда-Губа, и Маяк - цель этой поездки. Проезжаю мимо воинской части (здесь её называют «шарики») и приближаюсь к маяку. Но, не тут-то было. Меня встречает шлагбаум, запрещающий подъезд непосредственно к домам у маяка.
В принципе это ожидаемо - наверняка местных жителей туристы уже достали. А, зная привычку некоторых джиперов, заезжать непосредственно НА достопримечательности - их легко понять. Ничего, я обойду, и постараюсь никому не мешать)))
Вот оно! То самое место! Самая северная точка Европейской части России! Хоть и не впервые я здесь, но всё равно приятно! Спускаюсь к морю и ставлю палатку прямо около воды, ночевать здесь мне ещё не приходилось!
Утром собираюсь в обратный путь, но перед этим нужно же пофоткать маяк! Подхожу ближе, и тут на меня налетает огромная стая чаек! Здесь расположены их гнездовья, и они решили что я вместо фотографирования подбираюсь к их птенцам, стали защищать. Шум-гам, веселье. Вобщем, я фотографировал и ловко уворачивался. Одна из фото с пикирующей чайкой кстати, сделана на широкоугольный объектив - люди связанные с фотографией понимают насколько эта птица была близко! Постарался справиться побыстрее и не беспокоить местных пернатых жителей без необходимости)
А теперь в обратный путь - впереди снова 75 км по камням. Двигаюсь гораздо быстрее, преодолеваю это расстояние за 1 ходовой день, 11,5 часов в пути.
Подводя итог - путешествия на велике это тяжело, но очень здорово. Мои надежды оправдались - с велосипеда успеваешь увидеть, сфотографировать гораздо больше чем с любого другого вида транспорта. Возвращение домой ещё далеко, но уже пора задумываться о целях на новые экспедиции!