Статья: Война здесь закончилась как будто вчера!

Feb 08, 2019 21:56


Материал подготовлен для Readovka.ru





Вы наверняка слышали такую старую военную песню «растаял в далёком тумане Рыбачий, родимая наша земля…»! Сейчас как раз речь пойдёт о тех самых местах, про которые поётся в песне, и где эта песня и была, собственно, написана - полуостовах Рыбачий, Средний и хребте Муста-Тунтури.



Оборона Советского Заполярья - одна из самых славных страниц истории ВОВ, здесь наступление было задержано в самом его начале и местами линия фронта оставалась стабильной по 900 дней. Из-за отсутствия людей и особенностей местности, многое в тех местах очень хорошо сохранилось до наших дней.



По дороге на Рыбачий в этот раз я решил отклониться от основного пути и повернул под покосившийся указатель «Музей, 600м», стоящий на самой дороге. Раньше я дважды здесь проезжал мимо, думал: «ну какой ещё тут музей? Наверное опять памятник стоит, и может пара железок какая-нибудь рядом». Напрасно! Проехав по дороге около 2 км (расстояния на севере - они такие) оказался у небольшого скажем так, поселения, из домиков-цистерн.



Даже само поселение заслуживает отдельного упоминания - именно так я и представляю себе «Аванпост», последний островок в диких краях, где живут люди. Несколько больших цистерн переделаны в жилые дома, рядом стоит всякая техника, разной степени убитости, бегает пара добродушных собак. Вокруг - тундра и горный хребет,вдалеке виднеется край океана. По атмосфере - чисто компьютерная игра, Аллоды какие-нибудь.



Одна из цистерн и оказалась музеем обороны полуостровов Рыбачий и Средний. Причём здесь есть и самый настоящий экскурсовод, он же создатель, хранитель и директор в одном лице: Кобяков Юрий Михайлович (это я специально спросил как его зовут, страна должна знать своих героев). Музей состоит из экспозиции под открытым небом, музейного помещения и линии фронта, расположенной собственно на хребте Муста-Тунтури. Вобщем, не просто пара ржавых железяк, всё серьёзно и весьма представительно.



После краткой вводной речи у домика с экспозицией, отправляешься самостоятельно осматривать места боёв на хребте. Экскурсовод уже в годах и лишний раз на гору в 190 метров (это как 5 раз подряд подняться в Большую Советскую) старается не забираться.



По пути на гору встречаешь несколько старых мемориалов, 80-ых годов установки, а также множество братских могил, облагороженных поисковиками.



Тут 5 бойцов, тут 17, тут 32… Ох, непросто тут было в военные годы. Сразу обратил внимание, что почти около каждого памятника насыпано «без счёту» всяких военных железок - хвостовики минометных мин, гильзы, каски и т.д.



Это сразу удивляет - у нас-то, на Смоленщине, несмотря на то, что война прокатилась туда и обратно, из-за обилия разномастных «копарей» и так называемых «чёрных археологов» из земли вынуто уже практически всё, а таких мест, чтобы что-то просто так валялось уже и нет. А что же будет наверху тогда?



И лишь раз в год, среди могильных плит проходит кто-то к это скорбной башне,и колокол без языка звонит, собраться призывая души павших...

На полпути в гору оборудована небольшая часовня, с колоколом в который предлагается позвонить, почтить память погибших. Позвонил, эхо многократно прокатилось между скалами и затихло… Рядом с часовней - и церковь есть, это уж дань времени.

Отдельно хочется подробнее рассказать об экскурсоводе - Юрий Михайлович делает эту работу на общественных началах, причём очень здорово! Поток туристов летом там немаленький, и, когда кто-то приезжает, он откладывает все свои домашние дела и ведёт, показывает места боёв. Причём рассказывает очень эмоционально и интересно, а это очень непросто, как экскурсовод вам говорю! Хотя я проработал на такой должности немного, спешу сообщить, что многократно эмоционально что-то рассказывать почти невозможно. 10-20-30 раз «заряжаешь эмоции» в рассказ, а потом устаёшь, наступает «выгорание», речь становится монотонной, менее интересной, и появляется речитатив, за который смеются над экскурсоводами, вот этот вот «посмотрите налево-посмотрите направо». Очень непростая работа. А Юрий Михайлович - отлично справляется, речь громкая, с хорошим эмоциональным рисунком, без ошибок. Помимо фактов, в повествование встроены элементы «патриотического воспитания», напоминает слушателям «что такое хорошо, а что такое плохо». Это полезно, а то в последние десятилетия у соотечественников немного «сбился прицел» в этом вопросе, стали иногда забывать, кто был прав в той войне.



Прохожу минут 15 по тропе наверх - и вот я на хребте, в том месте о котором говорил экскурсовод. В  этом месте враг был остановлен в первый же день наступления, и как раз здесь линия фронта была почти неизменной  900 дней. "У нас тут скалы, ничего не зарастает, поднимитесь наверх, там как будто вчера война закончилась"- напутствовал экскурсовод.



Вообще, я по образованию историк, некоторое время сам работал в музее Великой отечественной войны, немного (хотя лишь немного!) разбираюсь в предмете, но то, что я увидел наверху привело меня в какое-то оцепенение.





Ого! Что, так правда бывает??? В наших музеях я уже привык к тому, что выставляются зачастую новоделы или копии оригинальных вещей, в исторических фильмах снимают абы-какую технику, а все те танки и пушки, что стоят на памятниках вдоль трасс - очень сильно послевоенных годов. Даже как-то отвык от мысли, что где-то могут быть и экспозиции, состоящие полностью из реально воевавших вещей. Поднимаюсь я на хребет, а там да - полное ощущение, что стрелять здесь перестали только вчера. Бронещиты, стрелковые ячейки, колючая проволока и земля... Вот вы наверное слышали такое расхожее выражение " земля пополам с железом"? Обычно его употребляют в контексте обороны Ленинграда, и я был уверен, что это такое преувеличение, речевой штамп, эмоциональная уловка экскурсоводов. Так вот -  на Муста-Тунтури земля именно такая!!!



Посмотришь под ноги - и правда, ты стоишь на ковре из железа. Гильзы пистолетные, винтовочные, части пулемётных лент, осколки, хвостовики мин, оборонительные чехлы от гранат и много всего ещё, что я не могу идентифицировать. Реально половина поверхности ими покрыта!



Местами угадываются ряды колючей проволоки, на остатках полусгнивших «рогаток», попались несколько крупных осколков артиллерийских снарядов, остатки мин, прочие мелкие железки под ногами лежат ковром. И ещё дует сильнейший ветер, прохладно даже на пике лета, в аномальную жару, а каково же здесь было зимой, да в полярную ночь? Ох…

Вообще, я ещё во время первой поездки на север, в Карелию, глянул на скалы и задумался - как же они тут воевали? Здесь и просто пешком налегке еле пройти можно, а с оружием, в условиях войны как??? Стальные были люди, по другому и не объяснить.



Вот отсюда, с западной части хребта и наступали фашисты более 70 лет назад

Подводя итог - Юрий Михайлович, спасибо большое вам и вашим единомышленникам, за то что создали и храните это место! Ваш музей - самое приятное открытие, и, наверное, самая главная достопримечательность на Рыбачьем!

ВеликаяОтечественная, война, разведка, экспедиция, Важное_в_Смоленске, ВОВ, arctictrip, велосипед, Рыбачий

Previous post Next post
Up