В своём дневнике я пишу на темы, глубоко меня затрагивающие, задевающие самые тонкие, самые чувствительные струны души.
Одна из таких тем в последнее время - экзистенциальная вина. Говоря простым языком, сожаление о том, что проживаешь не ту жизнь, для которой родился, не используешь в максимальной степени свой потенциал, ленишься и придумываешь всякие отговорки для того, чтобы не отвечать себе правдиво на важный вопрос: «Чего я по-настоящему хочу?»
Теперь я понимаю, почему праздность, или леность является четвёртым смертным грехом. Разбазаривая данное ему судьбой, человек совершает преступление против самого себя. Притом по мнению гуманистов и экзистенциальных психологов, человек обладает исходным знанием о своих потенциальных возможностях. Ему не надо тратить всю жизнь на то, чтобы разобраться в том, для чего он рождён. Ему достаточно прислушаться к себе, довериться интуиции, и он получит ответ. Настоящий, правдивый.
Если же человеку не удаётся жить настолько полно, насколько возможно, он испытывает глубокое и сильное переживание, которое Ирвин Ялом называет «экзистенциальной виной».
Сейчас читаю «Процесс» Франца Кафки. Эта книга именно об этом - как человек вершит внутренний суд над самим собой. Он пытается доказать всем и вся, что он не виновен, сам до конца не понимая,в чём конкретно его вина. Если бы прежде я не прочитала Ялома, то не поняла бы глубины этой книги. По его словам «Иозеф К. виновен вследствие не сделанного ими в их в жизни.»
Почему же эта тема так меня взволновала? Потому что у меня в жизни постоянное несоответствие между тем «что представляет собой вещь и чем она должна была бы быть» (Р. Мэй). Я ощущаю, что не до конца использую свои возможности, что могу большего, что недостаточно работаю над тем, чтобы реализовать потенциал.
У меня так по жизни - всё наполовину. Благодаря своей бабушке ( «благодаря» в кавычках), я всю жизнь стремлюсь быть лучшей, и всегда довольствуюсь тем, что одна из лучших, но не самая-самая. Так, ничего себе. Всё знаю на уровне «более или менее». В школе мне всё давалось легко, и трудолюбию, в котором работаешь-работаешь, чтобы добиться поставленной цели, я так и не научилась.
Мне не хватает этого самого трудолюбия - так, чтобы работать наизнос, преодолевать сложности для того, чтобы осуществить задуманное. У меня есть понимание того,чего я хочу достичь. Но любая цель подразумевает устремлённость, прилежание, работу. А я всем этим не обладаю в достаточной мере. Если сталкиваюсь с трудностями, мне становится лень их преодолевать, и я думаю: «Ну и хрен с ним...» И в результате, чувство глубокого неудовлетворения собой и постоянное самоосуждение.
И поэтому моя жизнь - нескончаемый Процесс. Обвинитель выносит приговор, адвокат пытается защитить, обвиняемый, в отличие от героя Кафки, признаёт свою вину, отлично её осознает и склонен поддерживать обвинителя.
Иногда между действующими лицами наступает временное перемирие - это замечательное время внутренней гармонии, когда всё внимание сосредоточено на подлинном « Я», не осуждающем и не оправдывающемся, а всё принимающем. Ты делаешь то, что тебе по-настоящему важно, ответы на вопросы приходят сами собой. Состяоние деятельного спокойствия.
К сожалению, такие моменты случаются так редко! И волей-неволей опять садишься на скамью подсудимых...
Однако для меня очень важно не убегать от этого переживания ( а оно настолько сильно, что сердце щемит не на шутку), а проживать его. Потому что несмотря на свою тяжесть, экзистенциальная вина - это очень констуктивная эмоция, не разрушающая, а стимулирующая, дающая понимание тому, что в жизни надо что-то менять.