Один из любимых моих святых - святой Алексей Мечев. Для меня немаловажно, что он - один из святых 20 века, живший не где-то в скиту, а в Москве, в послереволюционной и богоборческой России, и, несмотря на это, сумевший исполнить свое служение Христу до конца. Именно святому Алексею Мечеву принадлежит идея монашества в миру: он говорил о том, что монастырское служение, то есть - затворенность и отгороженность от мира, в 20 веке неактуально, да оно скоро стало и просто невозможным. Но это не означало, что невозможно служение Богу. Применимо к условиям 20 века это раскрывалось так: человек может жить монашеской жизнью «в миру», не уходя в монастырь, но полностью посвящая свою жизнь Богу и людям. «Во граде как в пустыне» - это не просто его слова, это концепция, подход к осуществлению своего призвания в церкви не в каких-то идеальных условиях, не в удалении от мира, а в самой его гуще - в тех условиях, в которых вынуждены жить современные люди. Где живешь, где находишься, там и служи Христу - так, как будто ты живешь в монастыре. Еще это означало, что сейчас людям нужен пример не монастырской, а городской полноценной христианской жизни. Именно такая жизнь является противоядием от всех тяжелых испытаний 20 века и их последствий.
В богослужениях, которые проводил св. Алексей, специально использовалось самые простые песнопения, для того, чтобы вся церковь, все присутствующие в храме, могли петь вместе с хором. «Красивому» пению хора предпочиталось м о л и т в е н н о е пение всего храма, и в этом тоже была принципиальная позиция, занимаемая настоятелем храма. Молилась община. Мне это также кажется очень важным; думаю, что этот опыт стоит перенять хотя бы некоторым храмам в Москве, из тех, кто почитает св. Алексея Мечева, и, в частности, нашему.
Каждый святой действительно освящает все вокруг себя, создавая, не только для своих современников, но и для многих следующих поколений, преемственность христианского служения. У святого Алексея Мечева это было так: о его благополучном рождении молился св. Филарет Московский, он же и посоветовал назвать его Алексеем в честь св. Алексея, человека Божьего. Св. Иоанн Кронштадский благословил его на особое служение Богу, в период тяжелого кризиса, когда сам Алексей Мечев думал, что жизнь его кончилась; св. Иоанн сказал, что его христианская жизнь именно теперь должна начаться и состоит она в служении страждущим людям. К Алексею Мечеву в его храм в Клениках ежедневно приходило множество людей, он принимал всех: и православных, и католиков, и иудеев - всех, кому была нужна его помощь. В этом служении Богу и людям он сам обрел святость.
Вокруг св. Алексея образовалась община. Она была очень важна и сама по себе, как явление, как возможность полноценной христианской жизни в огромном городе с атеистической идеологией. Но еще она дала и ростки в будущее: из нее возник круг Пестовых-Соколовых, которые воспитали не одно поколение христиан, из числа московской интеллигенции, в 40-60-е годы 20 века. Эта среда сформировала и о. Александра Меня, общение с которым, как личное, так и через его книги, вырастило уже тысячи христиан, с 70-х годов и до настоящего времени. Некоторые из этих людей, под влиянием личности о. Александра, стали священниками, собирая, в свою очередь, вокруг себя исторически и традиционно «трудных» для РПЦ людей - интеллигенцию, и организуя «интеллигентские» приходы в некоторых храмах, чего так не хватало в церковной жизни Москвы. Даже мученическая кончина о. Александра имела миссионерский смысл: под ее влиянием некий молодой филолог решает стать священником, чтобы продолжить дело о. Александра. И реализует свое решение настолько полно, что сейчас он, уже проживший свою земную жизнь, рассматривается многими знавшими его людьми, как человек, наряду с о. Александром Менем, подлежащий канонизации. Вот куда восходит влияние общины св. Алексея Мечева и его идеи монашества в миру.
Таким образом, в советском атеистическом государстве, в огромном столичном городе - Москве, осуществлялась, а может быть, и осуществляется сейчас, мы не знаем пока, преемственность святости и христианского подвижничества. Что бы ни происходило на поверхности жизни, глубинное течение святости непрерывно.
Святой Алексей Мечев, научи настоящей христианской жизни!
Святой Алексей Мечев, моли Бога о нас!