Ехал Гитлер через фильм

Apr 20, 2017 23:02


"Ложь, повторенная сто раз, становится правдой"
(с) Й.П. Геббельс

"Карлайл, сто раз обвинивший во всем
евреев, не становится Гитлером"
- Горькая правда фильма

Привет всем честным людям.
**************************************************************************************************************
Прочитав отзывы людей о фильме "Гитлер: восхождение зла" (2003) с Робертом Карлайлом в главной роли как о серьезной историко-психологической драме, я посмотрел его сам, после чего захотел, в свою очередь, составить собственный обзор, благо и дата подошла соответствующая.

Итак, начинаются титры, чередующимися кадрами с беглым наброском детства и юности австрийского художника. Сделал скришоты, потому что кастингу я уделяю особое внимание в фильмах.

Выбор Броди-Сангстера на роль десятилетнего фюрера, видимо, определился сам собой.



Маленького Адольфа приводят в школу; он зачем-то сжигает папин улей; с горя папа помирает. Пора юности открывается с болезнью мамы, в связи с которой врач-еврей сообщает сыну, что черта ее жизни подойдет к Рождеству. Сын (смахивающий на молодого Волан-де-Морта в воспоминаниях Дамблдора), естественно, без стеснения заявляет, что это ложь. Тут, очевидно, у зрителя должно замереть сердце: так вот с чего оно началось!.. (Схожую версию можно отыскать в интернет-творчестве).



После смерти матери Адольф отправляется покорять столицу, но терпит неудачу, виня в этом... правильно, евреев. По крайне мере, таким выводят его ход мыслей создатели фильма.

Выступление кайзера, с которого война пришла в жизнь Адольфа, в фильме заменили речью про геополитику от какого-то чумазого пролетария, слушать которого зачем-то устремилось тысяч сто народу. Начинаются военные будни, сменяющие друг друга тоже довольно скомкано, пока после газовой атаки Адольф не попадает в госпиталь, где его встречает известие  об окончании войны, как известно, не слишком успешном для Германии. Беспомощность главного героя с повязкой на глазах, узнающего о поражении, которое выглядит для него крушением мира, вероятно должна дать зрителю прочувствовать глубокий внутренний надлом, который (наряду с евреями) породил второго Атиллу. Кульминация надлома представлена фразой "Это не конец! Это начало", произнесенной зловещим голосом в темноте на фоне зловещего эха каких-то приглушенных криков.



"Вы еще услышите о Фредди!"

Демобилизованный и деморализованный Адольф, потрясенный тем, что на его глазах статуе кайзера отломали голову, идет работать осведомителем в полицию, по заданию которой посещает одну из расплодившихся рабочих партий, основанную слесарем Антоном Дрекслером. Из наблюдателя он быстро становится участником, далее попадается на глаза Эрнсту Ганфштенглю - человеку из света (в смысле, не ангелу, а человеку из приличного общества), и с его помощью начинает неустанно развивать партию, которую постепенно превращает в свою собственность, и расти, как лидер...
         Герр Ганфштенгль на правах ближайшего сподвижника  становится имидж-мейкером.



"Вам нужно что-то запоминающееся во внешности, чтобы вас узнавали"



"Но с челкой лучше не перебарщивать, а то будут вспоминать фильм "Падение Берлина"

В общем, наверное, вы уже догадались о причинах такого саркастического отношения к фильму с моей стороны: мискастинг, то есть очевидная внешняя несхожесть актера с образом. Карлайл может быть десять раз талантливым актером, но он не просто непохож - он выглядит НЕ Гитлером. Нашего зрителя мискастингом не удивишь - будучи воспитанным на "Войне и мире" с юным пенсионером в роли молодого Пьера Безухова, он благосклонно принял и адмирала Колчака в исполнении Плахова-Хабенского. Хабенский действительно настоящий актер, это становится очевидным, когда видишь его на сцене. Но он НЕ Колчак. К тому же Гитлер - это же канонический образ, вроде Фредди Крюгера или Чебурашки. Разве для того, чтобы изобразить Фредди Крюгера, достаточно просто надеть его шляпу? Тогда вот следующий кадр.



И подобное несходство - во всех ракурсах. Кому-то может показаться, что я придаю этому моменту чрезмерное значение, но тогда нормальным стоит признать, если Гоша Куценко сыграет играть Ленина - оба лысые. Подчеркиваю, я не говорю, что Карлайл играет плохо: играет он умело и старательно. Но не Гитлера! Главное, чем он пытается передать ораторское искусство - это глаза, мимика и жесты. Но у реального Гитлера по воспоминаниям современников были глаза совершенно обычного человека - в не было ни демонического огня™, ни ледяной пустоты™. Главным элементом воздействия на публику признавали голос, потом жесты и мимику.
         Предлагаю для полного представления оценить кастинг еще двух ключевых персонажей: номинально второго человека в движении...



...Антона Дрекслера,..



...и фактически второго - Эрнста Рема

...Дальше по ходу фильма на первый план выходят Эрнст Рем, со своими молодцами несущий охранные функции, журналист Фриц Герлих, который вначале интересуется Гитлером, а затем становится его непримиримым контрагитатором, верные подручные Геринг и Гесс, идейно близкий генерал Людендорф, фрау Ганфштенгль (к которой у Гитлера романтическая склонность, но без малейшей примеси пошлости), и фон Кар, глава Баварии, которым посвящена оставшаяся часть первой половины трехчасового фильма.

С помощью харизмы Гитлер быстро оттесняет Дрекслера и превращает НСДАП в массовое движение. Самое главное действие первой половины разворачивается, когда приходят известия об оккупации Рурской области французами (лакомой для них со времен владычества Наполеона I) - Германия по итогам Первой Мировой приобрела статус, кхм, энергетической державы, а именно - предоставила себя выдаивать победителям. Когда фон Кар отчасти саботирует распоряжения Берлина и вроде бы поддерживает НСДАП, Гитлер расценивает этот момент как посланный судьбой Тулон, и подготавливает своих последователей к открытому выступлению против правительства.

В решающий момент, однако, выясняется, что фон Кар и его приспешники - министр обороны Гесслер и генерал фон Сект перехитрили Гитлера и его приспешников. Фон Кар замыслил и "галстук съесть и в НАТО сесть": с одной стороны, укрепить свое положение альянсом со всеми националистическими партиями, кроме НСДАП, и с другой - не переходить рубикон, отделяющий его от открытого бунта против Берлина. Тогда Гитлер решает форсировать события, и направляется к месту встречи фон Кара с последователями, что должно стать началом мятежа...



"Которые временные?! Слазь!"



Эффектный Дарт Вейдер Геринг на страже путча

Когда начался мятеж, я уже почти уже начал воспринимать Карлайла как Гитлера, но... Просто еще один кадр.



"Глупый маленький мышонок..."

...Тем временем люди фон Кара ускользают из плена с помощью хитроумной уловки: заявляют охраняющему их Людендорфу о том, что им необходимо срочно повидаться с женами, на что сентиментальный генерал дает разрешение. Однако, генерал фон Сект поднимает свои войска, и марширующие путчисты обнаруживают на одной из улиц цепь стрелков, изготовившихся к бою.


Гитлер и его друзья, очевидно, смотрели фильм "Эрнст Тельман вождь своего
класса", в одном из эпизодов которого рабочие, взявшись за руки, проходят
сквозь преградивших путь полицейских...



...и решают повторить данный маневр, не учтя, однако ж, того, что
солдаты в отличие от полицейских вооружены винтовками.

Под огнем солдат колонна разбегается, Герингу простреливают жирную ляжку (из чувства такта историческая правда уступила художественной правде), а фюрер, раненный в руку, пробирается в дом герра Ганфштенгля, где надумывает застрелиться, но фрау Ганфштенгль его отговаривает и фюрер сдается врагам. Первая половина фильма завершается судебным заседанием, которое Гитлер превратил в митинг и своим ораторским искусством добился возможности выйти через девять месяцев.

Вторая половина фильма представляет собой уже практически непреревное возвышение Гитлера и разрастание НСДАП. Появляется Геббельс, вначале противник, а потом и соратник; Грегор Штрассер пытается самолично провести НСДАП в парламент, но фюрер демонстративно отказывается участвовать в выборах и партия проваливается; затем вновь все подминает под себя и получает в рейхстаге сначала четверть, потом половину кресел, после чего выставляет зарвавшегося Штрассера. Ну а дальше уже остается вопросом времени уговорить старого ворчуна Гинденбурга передать ему полномочия канцлера...

Лирическую составляющую вносит племянница Гитлера, Ангелика Раубаль, которая с подростковым непостоянством сначала восхищается своим уже знаменитым дядей, а потом стреляется из-за невозможности расстаться с ним; затем появляется Ева Браун. Впрочем, эти моменты не уводят действие от основного сюжета. Фюрер становится канцлером, затем добивается, чтобы рейхстаг наделил его диктаторскими полномочиями. Затем следует Ночь Длинных Ножей, в ходе которой Гитлер расправляется со всеми недругами, и в финале на огромном поле для квиддича (?) произносит речь перед покорной ему нацией. Занавес.


Развивающая задачка: сосчитать все свастики

Когда я вижу восторженные отзывы на этот фильм, то даже не знаю, что сказать. Нет, актеры играют хорошо. Даже не просто хорошо - отлично. Но вот вопрос: а о чем этот фильм? Или о ком? Может о репортере Фрице Герлихе, попытки которого противостоять возрастанию силы Гитлера проходят стержнем через весь фильм? Или о чете Ганфштенглей? Я вот не знаю.

Или о том, как Гитлер пришел к власти? Ну давайте смотреть, как он в этом фильме пришел к власти. Гиндебург наотрез не хочет делать фюрера канцлером? Нужно просто напечатать в его честь хвалебную статью - и для рейхспрезидента этого достаточно, чтобы дать пост второго лица в государстве тому человеку, которого он считает наименее для этого подходящим. Рейхстаг не хочет наделять фюрера чрезвычайными полномочиями? Чего проще - Геринг затягивает немецкий гимн (благо характер ранения способствует), и все депутаты не-нацисты с готовностью признает за Гитлером право определять что белое и что черное.

В общем, вы меня поняли: посмотрев фильм, любой человек, не изучавший историю, будет убежден, что верховную власть Гитлеру отдали за красноречие. Потому что Шахт - главный переговорщик между фюрером и монополистами - в фильме так и не появился. Поддержка Гитлера предпринимательскими кругами по фильму ограничевается дружбой с Ганфштенглем, и помощь владельца антикварного магазина - это немного не то, что отчисления угольных королей Рура в кассу НСДАП. На один из ключевых фактов прихода к власти Гитлера - тот, что без помощи промышленных кругов этого бы никогда не случилось, которые, таким образом, отдали предпочтение меньшему из двух зол, в фильме имеется только пара очень туманных намеков.

Может быть, создатели хотели раскрыть сугубо внутреннюю жизнь движения, возглавляемого Гитлером? Давайте посмотрим.
Причина разрыва с Ремом судя по фильму состоит только в том, что Гитлер не захотел создавать новые вооруженные силы на основе СА. Почему? Да просто так, видимо, на то он и такой злой. Основная причина - то, что Рем настаивал на более глубоком воплощении в жизнь социалистической составляющей программы партии, что привело бы к разрыву со спонсорами НСДАП, отсутствует, как и сами спонсоры.

Грегор Штрассер? Вклад человека, возродившего партию с нуля после неудавшегося путча и поднявшего ее с регионального до общенационального уровня, ограничивается дилетантской попыткой перехетрить фюрера ради мелкой выгоды. О том, что Грегор Штрассер и его брат Отто хотели видеть НСДАП действительно социалистической, в результате чего Грегор создал фактически оппозицию внутри НСДАП, а Отто вообще отколол от нее кусок под свое руководство - ни слова, естественно. Ведь это что ж получится тогда - были "добрые" национал-социалисты? У авторов фильма, естественно, воевали деды и чтобы не оставить национал-социализму лазейки для оправдания, они показывают Гитлера более благородным человеком, чем он был на самом деле. Ну такая у людей логика.

Когда в свое время "Семнадцать мнгновений весны" дали посмотреть Брежневу, он отметил, что в фильме сплошь одни нацисты и своих нет. В связи этим в повествование специально включили эпизод с выступлением Тельмана. В "Восхождении..." о коммунистах несколько раз упоминается, но не более того. Соответственно, в кадрах расправы 1934 года мелькают Кар, Штрассер, Рем, многие члены НСДАП, аресту журналиста посвящен целый эпизод, но коммунистов нет. Я не коммунист, но мы историческую драму смотрим или голливудский фильм "по мотивам"?

Подытожив, единственный логичный вывод, к которому можно прийти - это то, что фильм сугубо прогитлеровский. Я не против, почему нет? мы же смотрели проленинские и просталинские фильмы, теперь посмотрим прогитлеровские, но к чему тогда предисловие и слоган фильма: "для того, чтобы зло торжествовало, достаточно, чтобы добро сидело сложа руки"? Поэтому  единственный вывод, который напрашивается, если фильм воспринимать всерьез, состоит в том, что нельзя бороться за лучшую жизнь для своей страны, пытаться преодолеть унизительное положение и вообще на что-то претендовать и самим хотеть что-либо изменить - вдруг получится Госдеп ГИТЛЕР.

Национализм, Культура, Креатив

Previous post Next post
Up