"По долголетию и грамотности русские существенно отставали от нерусских, по доходу, учитывая приблизительность оценки, положение мало различалось. Следовательно, в целом индекс человеческого развития у нерусских был выше, чем у русских, и положение нерусских в целом было более предпочтительным. Эти данные приведены в моей книге, правда, не в одном месте, а в нескольких главах, хотя, вероятно, их следовало бы где-нибудь объединить. Они-то мне и позволили высказать мнение, что именно в целом плюсы от нахождения в составе России перевешивали минусы. Повторяю, для отдельных народов ситуация могла быть иной, и это интересно будет выяснить, что, однако, не входило в мою задачу.
Еще одно замечание Сандерлэнда касается особенностей Российской империи. Я сформулировал четыре особенности Российской империи, отличавшие, на мой взгляд, ее от европейских империй, имевших колонии на других континентах. Эти империи я принял за стандарт, так как считаю Россию европейской страной. Оппонент против этих признаков не возражает, но полагает, что этого недостаточно по двум причинам. Во-первых, необходимо сравнить и с другими - Оттоманской, китайской, Могольской и др.- империями. Думаю, что это предложение резонно. Во-вторых, Сандерлэнд находит, что некоторые черты, которые я отношу к особенностям Российской империи, были присущи и некоторым другим империям: в частности, русские священники в Казанской губернии были лишь немногим более толерантны к исламу, чем французские миссионеры-иезуиты в Квебеке к язычеству. Однако сам оппонент признает, что русские были хоть немного терпимее французов. Более существенно другое - русские не чувствовали превосходства над мусульманами, благодаря чему последние входили в политическую и интеллектуальную элиту Российской империи, хотя со временем сильно обрусели. Напомню фамилии некоторых представителей элиты тюркского происхождения, и все станет ясно - Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Бахтины, Бердяевы, Булгаковы, Бухарины, Голенищевы-Кутузовы, Горчаковы, Дашковы, Ермоловы, Карамзины, Киреевские, Куракины, Мещерские, Мусины-Пушкины, Нарышкины, Пироговы, Самарины, Суворовы, Таганцевы, Татищевы, Тимирязевы, Тургеневы, Тухачевские, Тютчевы, Ушаковы, Чаадаевы, Черкасские, Шаховские, Шереметьевы, Юсуповы и т. д. - список длинный. Ни британская, ни французская, ни испанская элита не имеют в своем составе столько представителей покоренных народов".
// Б.Н. Миронов. Социальная история России периода империи (XVIII-НАЧАЛО XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В двух томах. Третье издание, исправленное и дополненное. СПб, 2003. С. ХХХ.