"В эпоху Омейядов, если верить историкам, большинство халифов и их приближенных заработали себе дурную славу тем, что пренебрегали религиозными запретами. Фрески из Кусейр Амра - пример того, как далеко зашли эти правители, поощряя распространение изобразительного искусства. Исходя из того, что мы знаем об Омейядском халифе Йазиде (680-683), стоит ли удивляться, что во дворце поставленного им наместником в Куфе Убайда Аллаха ибн Зийада можно было найти изображения и свирепых львов, и лающих собак, и бодающихся баранов - что в принципе было совершенно немыслимо для верующих того времени. Были ли эти изображения выпуклыми или плоскими, доподлинно неизвестно, однако можно сказать, что встретить подобные образцы можно было довольно часто, несмотря на то, что сохранившиеся о них свидетельства крайне немногочисленны. При Омейядах в жизни мусульманского общества так часто преступались идеалы и заповеди ислама, что едва ли халифы испытывали какие-либо угрызения совести, нарушая предписания религии об изображении живых существ". // Sir Tomas W. Arnold. Painting in Islam. London, 1965. P. 19.
Оригинал взят у
lun_dao в
postКто это, как думаете? Апполон? Имератор Византии? Гладиатор на отдыхе? Еще версии?
На самом деле это халиф из династии Омейядов. Вот только кто? Стелла говорила, что скорее всего это Валид Второй (743-744), большой любитель женщин и вина. Может быть, хотя мне кажется, что это все-таки Хишам (724-743), и проправил дольше, и вкус к жизни имел. Вообще он какой-то гладиатор, типа императора Коммода. Ситуация странная - он себе парится в баньке (Стелла утверждала, что на голове чалма, моя версия - это банная шапочка для защиты волос), стоит на краю бассейна, в одной руке опахало, в другой - кувшинчик. На заднем плане справа - банщик, толпа слева - придворные, дама , похожая на Венеру Ботичелли подглядывает за ним из башенки, что сразу над банщиком. Рисовали, конечно, греки, тут хоть к бабке не ходи, но заказчик работы - халиф, предводитель правовреных. Правда, тогда еще шла кристаллизация ислама, он не застыл в прокрустовом ложе канона, да к тому же в этот замок кроме халифа и свиты и не пускали никого. Если халифу дозволялось пить вино, то уж какие-то там картинки в бане - легко! К тому же соревнование шло с Византией и Персией, имеющих богатые традиции живописи. Если их правители расписывают свои дворцы, то почему халиф должен был себя ограничивать? Художник, кстати, заказчику не польстил, одухотворенным его лицо назвать нельзя. Скорее я бы назвал это выражение как "тупое самодовольство". Я более чем уверен, что имело место портретное сходство.
Это настенная роспись пустынного банно-охотничьего замка Каср-Амра (также Кусейр Амра). Маленький такой симпатичный замочЕк посреди пустыни недалеко от трассы Амман-Ирак, чуть не доезжая г.Азрак-Шишана.