Каждый человек - сам себе планета, с горами, океанами, богатыми недрами и, конечно, огромным количеством разной удивительной живности, которую «по традиции, ставшей священной», зовут микрофлорой, хотя к растениям эти существа не имеют никакого отношения. Они такие разные, что и друг к другу порой никакого отношения не имеют.
Взять, к примеру, кишечник. Основное население там бактерии - самые простые живые существа из всех, что нашлись в природе. В здоровой тощей кишке их может жить до ста тысяч на каждый миллилитр содержимого. Думаете, это много? Буквально в соседнем округе отделе - подвздошной кишке - в каждом миллилитре может быть до ста миллионов обитателей.
Зачем человеку полмиллиарда гостей на каждую чайную ложку почти переваренной пищи? Ну, во-первых, они не гости, а хозяева: помогают перерабатывать пищу, синтезируют витамины группы В и делают много другой полезной работы. Но главное - они там живут, образуя заселенные территории и сопротивляясь изо всех сил чужакам: патогенным микробам и вирусам. Которые, конечно, поступают в больших количествах: очень мало кто из людей обитает в стерильных условиях.
Удивительно, но соотношение микрожителей в организме - весьма постоянная величина. И это при том, что если принять, кишечник, допустим, за государство - то в каждом округе свои законы и правила. Например, в тонком кишечнике живут в основном аэробы - те, кому для жизни совершенно необходим кислород. А вот обитателям толстого кишечника - анаэробам - кислород совершенно противопоказан.
Порой в это мирное государство приходят войны и стихийные бедствия: стрессы, болезни, злоупотребление антибиотиками, лучевая и химиотерапия. Множество мирных граждан гибнет и - свято место пусто не бывает! - тихо-тихо сидевшие грибы, энтерококки и прочие условно-криминальные патогенные элементы решают воспользоваться послевоенной разрухой. И в ослабленном войной государстве начинается мародерство. Ситуация иной раз может зайти очень далеко, вплоть до сепсиса.
Нарушение экологического баланса, исчезновение молочнокислых бактерий, бифидобактерий и других защитников государства называют дисбактериозом. Кроме мелких вредителей, которые бессильны против крепкого закона иммунитета, есть и натуральные наполеоны. Такие вояки, как сальмонеллы и шигеллы, придя извне, попытаются взять штурмом и здоровый организм. Но сейчас речь не о них, ходя дисбактериоз часто бывает следствием их нападения.
Почему-то часто считают - если баланс нарушен, надо просто заселить назад побольше защитников, и пусть они там сами с вредителями разбираются. В этом есть своя правда - но не вся. И зависит это от того, насколько территория захвачена врагами, и какой ущерб они успели причинить. В этой связи различают три степени дисбактериоза:
- 1 степень: жителей стало меньше в 10-100 раз, но уровень условно-патогенных элементов в норме.
- 2 степень: обнаружено среднее количество вредителей одного вида, или целый букет, но всех понемногу.
- 3 степень: условно-патогенные организмы уверенно прокладывают путь к власти, и их видовое разнообразие уже не слишком важно.
В первом случае подселить назад аборигенов и успокоиться - в самом деле хороший вариант. А вот заселить бактерий на захваченную врагами территорию - значит развязать гражданскую войну с неочевидным результатом. Возможно, стоит сначала избавиться от захватчиков, и только потом заселять города и села мирными жителями. И это задача врача, самодеятельность в области геополитики отдельно взятого кишечника, как правило, неуместна.