Немое кино - это скучное старьё?
В очередной раз убеждаюсь, что нет!
На сей раз я посмотрела комедию Льва Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» - немое кино 1924 г.
До этого ни одного кулешовского фильма я не видела и знала об этом режиссере только то, что он изобрел знаменитый «эффект Кулешова»: это когда кадры подбираются так, чтобы один кадр влиял на восприятие зрителем другого кадра, наполняя его новой идеей.
Честно скажу, «эффектов Кулешова» я в фильме не заметила. То ли их там, действительно, нет, то ли меня слишком увлек сюжет, и я все эффекты прозевала))
Ну а сюжет на первый взгляд незамысловат. Американец мистер Вест (говорящая фамилия!) едет в Советскую Россию, чтобы своими глазами убедиться в «ужасах большевистского режима», о которых он читал в американских журналах. В России он попадает в лапы бандитов, которые, виртуозно разыгрывая для Веста целые сцены (изображают слежку «большевиков» за Вестом, потом инсценируют «арест», «суд», вынесение «смертного приговора», спасение из «тюрьмы» через дымоход), вымогают у него доллары. Из всех этих перипетий Веста вызволяют настоящие большевики, после чего он просит жену сжечь американские журналы и повесить в его кабинете портрет Ленина.
Очевидно, главная идея Кулешова - высмеять лживый образ большевиков и Советской власти, создаваемый на Западе. Однако при этом он действует не по топорному принципу: они плохие, мы хорошие. Советская Россия не идеализируется: в ней есть хулиганы, бандиты, авантюристы. С другой стороны, американцы не демонизируются. Напротив, в фильме американцы Джедди и Элли - положительные персонажи, вызывающие явную симпатию. Причем симпатия к лихому ковбою Джедди возникает ещё в начале фильма, несмотря на то, что он ведет себя отнюдь не как хороший мальчик, устраивая на улице мощную заварушку: с пальбой, угоном транспортных средств, погоней (снято отлично!). Симпатизируем мы и Элли, объясняющей милиционерам, что Джедди просто был введен в заблуждение, и рассказывающей трогательную историю о том, как когда-то в Америке он спас её от хулиганов. Американцы Джедди и Элли выглядят куда порядочнее русских авантюристов, задумавших «развести на бабки» мистера Веста.
вот таких "страшных большевиков" изображает из себя банда авантюристов
Итак, противопоставления по национальному признаку (русский-американец) в фильме нет. Но, по большому счету, нет его и по классовому признаку: так, респектабельный мистер Вест, хоть и показан в начале фильма как комический герой, в конце фильма оказывается вполне милым человеком.
И всё же в фильме есть те, кто по определению не могут быть отрицательными персонажами - это большевики. Они показаны исключительно с хорошей стороны, что вполне понятно и оправдано - и временем, и самой идеей фильма. Да ведь, в сущности, оно так и есть: настоящий большевик не может быть сволочью - иначе он не большевик, а подделка в духе авантюристов-«большевиков» из фильма, и даже наличие в кармане партбилета ещё отнюдь не говорит о настоящести. Впрочем, это я уже несколько отвлеклась от фильма.
Возвращаясь к нему, хочу отметить один момент. Когда один из авантюристов везет Веста по Москве, то делает акценты на уроне, нанесенном большевиками культуре: вот тут большевики якобы уничтожили университет, а вот тут разрушили театр. В конце фильма настоящие большевики показывают Весту и Университет, и Большой театр - совершенно целехонькие. Миф авантюристов оказывается разрушен, а вместе с ним разбивается и миф американских СМИ. Мистер Вест узнает правду, он видит её своими глазами.
И вот что я подумала. Американцу Весту было простительно заблуждаться - он оказался жертвой западной пропаганды, усиленно работающей в те годы на создание негативного образа Советской России. Но и сегодня можно иногда услышать о том, как большевики «разрушали культуру» или «уничтожали народ» - причем вовсе не из западных СМИ, а от российских граждан. Всем таким гражданам советую посмотреть фильм Кулешова про наивного мистера Веста.
Click to view
Ну а я обещаю завтра написать о том, как на самом деле большевики "разрушали русскую культуру"))