Творчество художника Петрова-Водкина, наверное, известно каждому. Особенно известна его картина «Купание красного коня». Эта картина написана ещё в дореволюционный период, в 1912 году.
Обнаженный юноша на алом коне...Сене-зелёная вода... Есть что-то завораживающее в этой картине. Мощь и красота животного. Красота и ещё несвершенная, ещё хрупкая, но жаждущая свершения мужественность мальчика. Жизнь, не имеющая начала и конца.
А это «1918 год в Петрограде» - уже после Революции.
К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920 г.
Фоном - послереволюционный Петроград, вступающий в новую эпоху, одновременно растерянный и обнадёженный, в будничной суете сам не осознающий величия происходящего. А на переднем плане женщина с иконописными чертами с ребёнком на руках - ни дать ни взять мадонна с младенцем, возвышающаяся над всякой суетой, но совсем не надменная в своем возвышении, а совсем простая, живая, родная. И опять за всем этим - жизнь, не имеющая начала и конца.
Смотря на картины Петрова-Водкина - как дореволюционные, так и послереволюционные, я думаю о развитии русской живописи в XX веке и, в частности, о развитии живописи советской.
При словах «советское искусство» первыми мне приходят в голову два направления: русский авангард (модернизм) и социалистический реализм. Можно ли отнести творчество Петрова-Водкина к одному из них? А, может, его стиль совсем не «советский», а скорее тяготеет к декадансу «Серебряного века»? Или Петров-Водкин по сути был создателем совершенно нового направления, до сих пор не вписывающего в привычные рамки?
Прежде, чем отвечать на эти вопросы, я хочу сказать несколько слов об общеевропейских социокультурных процессах, повлиявших на развитие искусства XX века (как русского, так и европейского).
Не так давно я писала о модернизме: о его философском и идейном содержании и о некоторых течениях этого направления в искусстве.
Истоки модернизма Модернизм: идейное содержание Направления модернизма Направления модернизма-2 Сначала кратенько (ну совсем кратенько) перескажу свои основные мысли.
Социокультурный кризис европейской буржуазной цивилизации, нараставший не одно десятилетие, к началу XX века проявился в полной мере. Оптимизм проекта Модерн поубавился, вера в торжество Разума и Прогресса оказалась подточена. И, конечно, люди творческих профессий не могли оставаться в стороне от перемен, происходящих в духовной ситуации эпохи: художник всегда тонко чувствует настроения своего времени. Потеря прежних ценностей и ориентиров, осознание общего кризиса культуры отразились в творчестве художников периода декаданса. Не были исключением и русские художники.
Но мало осознать кризис - надо искать пути выхода из него. Именно этим в начале XX века занимались представители следующего (после декаданса) направления искусства - модернисты П.Пикассо, Ж.Брак, П.Клее, О.Кошак, В.Кандинский, П.Мондриан, К.Малевич и др. Невозможность действовать прежними методами, растерянность, поиски новых смыслов и новых путей художественного отображения действительности - все это проявилось в их творчестве. Когда я сталкиваюсь с образцами модернизма в искусстве, они всегда рождают у меня противоречивые чувства: странную и волнующую смесь безнадежности и надежды, победы и поражения. В произведениях этого стиля - будь то картина, роман или музыкальное произведение, несмотря на революционные устремления, в той или иной степени ощущается безысходность. И, при всей своей любви к модернизму, я не могу не признать: он, рождаясь из революционной попытки преодоления декаданса, сохранил декадансный кризисный характер, и именно в силу этого, как мне представляется, не получил полноценного развития и захлебнулся к середине XX века.
Ну а как насчет модернизма в России? У нас всё было точно так же, как в Европе? И да и нет. С одной стороны, были общие черты: революционный порыв, поиски новизны, кризисный характер.
Но развитие модернизма в России, безусловно, имело свои особенности. Революция послужила толчком для его расцвета: в первые послереволюционные годы появляется много художественных творческих объединений модернисткой направленности, происходит процесс жанровых исканий. Однако, я считаю, что и в России модернизм не смог найти полноценных путей выхода из кризиса искусства. Повлияло на это и то, что с середины 20-х годов модернизм в СССР теснился «сверху», поддержку со стороны партии и правительства получило другое направление искусства - социалистический реализм. Но, наряду с этим, модернизм стал пробуксовывать из-за неспособности справиться со своими внутренними противоречиями, избавиться от декадансных настроений, осуществить полноценный революционный прорыв.
Что касается соцреализма, то он, безусловно, родил много настоящих шедевров, но, всё же, как я считаю, тоже не смог указать принципиально новый путь развития живописи и искусства в целом. Он, скорее, оперся на старую традицию реализма, пусть и переосмыслив её, но не дав исчерпывающего ответа на то, каким должно быть новое советское искусство.
Но, если не модернизм и не соцреализм - тогда что могло стать новой ступенью развития советского, русского, да и мирового искусства? Я считаю, что именно в творчестве Петрова-Водкина можно найти ответ на этот вопрос. Когда я смотрю на его картины, мне сложно отнести их к какому-то одному стилю. Что это: декаданс, модернизм, соцреализм? Произведения Петрова-Водкина символичны и одновременно реалистичны, и в них сочетается устремленность в будущее и апелляция к чему-то вечному, вневременному. Стилизованность лиц на картинах художника вызывает ассоциации с иконами. Сочетания цветов и композиция многих работ близки авангардному стилю. Сюжеты позволяют говорить о внимании художника к повседневной жизни, к реальным событиям и персоналиям.
Если расчленять его произведения на составляющие, то в них можно найти элементы, относящиеся к разным направлениям. Но стоит ли производить такое расчленение? Любая картина Петрова-Водкина - это целостный феномен - не эклектичный, а синтетичный. При этом в нем нет ни намека на постмодернизм с его бессмысленной насмешкой над всеми предыдущими стилями, направлениями и жанрами и неспособностью произвести ничего, кроме этой несостоятельной насмешки. В творчестве Петрова-Водкина явственно видна настоящая новизна - без декадансной вычурности и безысходности, без модернистской чрезмерной бескомпромиссности и без конформизма, которым зачастую грешил соцреализм.
И, безусловно, в творчестве художника сильна утопическая составляющая. При этом слово «утопическая» я употребляю не в отрицательном смысле (как признак чего-то бесплотного и бесполезного), а, напротив, в положительном (как мечту о Будущем, зажигающую людские умы и сердца). Если же говорить о философских основаниях, лежащих в основе его творчества, то я бы определила их как философию русского космизма. В картинах Петрова-Водкина я вижу отражение идей гармонии человека и мира, соборности, связи прошлого, настоящего и будущего.
К. С. Петров-Водкин - Юность (Поцелуй) 1913
К. С. Петров-Водкин. Полдень. Лето. 1917 г.
К. С. Петров-Водкин. Селёдка. 1918 г.
К. С. Петров-Водкин. Тревога. 1919 г.
К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1925 г.
К. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928 г.
Но если всё-таки непременно попробовать отнести творчество Петрова-Водкина к определенному стилю, я бы сказала, что это модернизм; вернее, это такая, не имеющая названия, ветка модернизма, в которой весь стиль мог бы получить дальнейшее полноценное развитие, избавиться, наконец, от декаданского бремени, - именно благодаря своей мощной утопической составляющей, выстраиванию связи времен, устремленности в Будущее с опорой на эту связь.
А, возможно, Петрова-Водкина и не стоит непременно привязывать к какому-либо известному стилю? Возможно, его творчество - это совершенно особый стиль в искусстве - не названный и до сих пор неоцененный в полной мере, который способен указать современному искусству выход из постмодернистского тупика.
P.S Желающим лучше познакомиться с творчеством Петрова-Водкина рекомендую статьи Владимира Петрова:
https://gazeta.eot.su/article/desovetizaciya-zhivopisi-xhttps://gazeta.eot.su/article/desovetizaciya-zhivopisi-xi