Вы когда-нибудь сталкивались с семейно-бытовым насилием? Если нет -хорошо. От всей души желаю вам никогда с ним не столкнуться.
И всё же семейно-бытовое насилие существует - этого никто не будет отрицать, в том числе и те, кто никогда с ним не сталкивались.
В четверг я побывала на круглом столе, который как раз и был посвящен этой проблеме: на нём обсуждался проект Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия».
Проект этот был внесён 1 октября 2015 г. Советом по правам человека.
И, вроде бы, на первый взгляд, закон нужный.
Но при более внимательном рассмотрении выясняется, что законопроект, мягко говоря, странноватый.
Например, сам термин «семейно-бытовое насилие» трактуется весьма свободно. Вот, судите сами:
«семейно-бытовое насилие - умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние ущемляет права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического,психологического, сексуального и экономического насилия. Не является семейно-бытовым насилием реализация права на необходимую оборону»
Вот интересно, если не дал ребенку денег на карманные расходы - это «экономическое насилие»?
А если настаиваешь, чтоб ребенок сделал домашнее задание вместо того, чтобы сидеть вКонтакте - это ущемление прав ребенка?
Ну а если и вовсе ребёнка по попке шлепнул (причинил ему физическую боль) - тут уж точно насилие!
Я уже не говорю про «нравственные страдания»…
Этак у нас в «насильники» попадут 100% родителей!
Наряду с понятием «насилие», понятие «профилактика» трактуется тоже весьма свободно и позволяет чиновникам под маской «профилактики» вторгаться в семьи.
А в статье 4 даже используется термин «репрессивные меры профилактики» - как вам такой шедевр?
И особенно умилила статья 15: Права некоммерческих организаций в сфере семейно-бытового насилия.
Она гласит: «Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя».
Ну как же… без НКО и международных организаций и тут не обошлось! Причем действовать они могут «независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя».
Вот как получается: вроде объявляется борьба с семейным насилием, но способы "борьбы" на деле могут привести не к спасению, а к разрушению семей.
Есть поговорка: благими намерениями вымощена дорога в ад. Хотя нет, в данном случае эта поговорка не подходит: не верится мне, что намерения изначально были благие.
Сдается мне, что этот проект закона - ни что иное, как очередная попытка опять протолкнуть в наше законодательство ювенальные технологии по западному образцу. Как говорится, не мытьем так катаньем. Не уймутся никак наши «ювенальщики».
Но вернёмся к круглому столу. Организован он был Ростовским отделением РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление) и проходил в Донской Публичной библиотеке г.Ростова-на-Дону.
На нём присутствовали представители:
Ткаченко Валентина Дмитриевна - нач. отдела правовой работы Мин.здравоохранения РО,
Давлетханова Эльвира Васильевна - представитель Мин.труда и соц.развития РО, и.о. нач.отдела детских учреждений и соц.обслуживания семей с детьми,
Стрижов Денис Геннадиевич - старший инспектор по особым поручениям отдела по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по РО,
Киселёва Людмила Петровна - предведатель РРО «Донская семьЯ»,
Княжева татьяна Ивановна - председатель уполномоченного по правам ребёнка в РО,
Кожина Наталья Владимировна - представитель Министерства общего и профессионального образования РО, гл.специалист отдела правовой поддержки детства и координации деятельности органов опеки и попечительства.
Мнения высказывались разные.
Но практически все сошлись в одном: нужен закон, определяющий грань между воспитанием и насилием. А проект закона эту грань никак не определяет, а, напротив, размывает.
Также было отмечено, что в законопроекте много моментов, не соответствующих особенностям нашей страны, что он явно списан с западных законов.
А также, что там масса неопределенных терминов и нечетких формулировок, и что в таком виде он работать не может.
В конце круглого стола участникам было предложено принять резолюцию, в которой бы они рекомендовали не вносить законопроект в данной редакции на рассмотрение Гос. Думы РФ. Участники попросили ещё 10 дней на внимательное рассмотрение законопроекта.
Посмотрим, примут ли они резолюцию.
П.С. Вот интересные материалы касательно законопроекта "О профилактике семейно-бытового насилия":
Совет по правам человека просит ускорить введение произвола в РоссииПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Проекта ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилияТриумф демократии: в РФ требуют узаконить произвол в отношении граждан