Читаю и задумчиво думаю. Новейшие исторические всякие исследования рисуют мне, как и большинству прочих евреев польских и западно-белорусских местечек, хазарское происхождение.
А не помазать ли мне себя на царство Юго-Восточной Украины по этому поводу? Это же наша с тобой география!
Да и, судя по портретам, Коломойского тоже.
Оригинал взят у
sergeytsvetkov в
Хазария и славяне (VII-VIII вв.)Хазарская дань
Все восточнославянские племена лесостепного юга в течение VII-VIII вв. оказались под властью хазарского кагана. По летописным сведениям дань хазарам платили поляне, радимичи, вятичи и северяне.
Полянская "дань мечами" хазарам
Cудя по всему, подчинение было добровольным, а дань необременительной. Вятичи, например, настолько свыклись с властью каганата, что Святославу удалось заставить их сменить хазарское подданство на киевское только при помощи военной силы. Хазары отнюдь не были жестокими степными хищниками, они не тревожили военными набегами окрестных оседлых земледельцев, а наоборот, позволяли им колонизовать пустующие земли. Характерно, что в большинстве поселений волынцевской культуры этого времени (на левобережье Днепра) отсутствуют укрепления - в них не было необходимости. Хазарский каганат на добрых двести лет перекрыл заволжским кочевым ордам дорогу на запад.
Славяно-хазарское пограничье
Обретя защиту и покровительство кагана, славяне приступили к массовому заселению Подонья и собственно хазарских областей. Притоки Дона и Донца пестрят славянскими названиями - Сальница, Красная, Ольховата, Лугань, Красивая Меча, Тихая Сосна, Медведица и т. д.: все они упоминаются источниками до XV в., то есть гораздо раньше вторичной славянской колонизации этих земель [Любавский М. К. Лекции по древней русской истории до конца XVI в. 4-изд., доп. СПб., 2000. С. 84]. В Итиле славян знали очень хорошо, поскольку, по словам Масуди, из них состояло войско хазарского бека (вероятно, личная гвардия) и его дворцовая прислуга. Согласно Константину Багрянородному, хазары употребляли в своем языке славянское слово «закон».
Участие славян в арабо-хазарских войнах
Славяне, колонизовавшие Подонье, были видными участниками, а также одними из главных жертв арабо-хазарских войн. В первые десятилетия VIII в. арабы, преодолев внутреннюю смуту, возобновили великий джихад - священную войну против неверных. Их легкая конница устремилась по всем направлениям - в Индию, Испанию, Африку, Переднюю Азию и на Кавказ. Почти всюду арабам сопутствовал громкий и быстрый успех. Ничего подобного мир не знал со времен Александра Македонского, который не случайно сделался любимым персонажем арабской литературы. И только на северном фронте война приобрела затяжной характер. В 717-718 гг. арабы осадили Константинополь, но оказались бессильны против пламени и льда: «греческий огонь» и чрезвычайно суровая зима спасли город. Хазары приняли сторону империи, которая расплатилась с ними тем, что император Лев Исавр в 732 г. женил своего сына Константина на дочери (или сестре) кагана. Новобрачных нельзя было назвать идеальной парой: прозвище Константина было Копроним (Смердящий), а прекрасная степная царевна носила имя Чичак (Цветок). Этим благодеянием Византия и ограничила свою помощь хазарам.
Хазарии пришлось вести борьбу собственными силами. В распоряжении халифата были неисчерпаемые людские и материальные ресурсы Ирана, Закавказья и Согдианы, и тем не менее хазары некоторое время с успехом отражали натиск арабов.
Славяне сражались в войсках обоих противников. В составе гвардии хазарского бека они врывались в Армению и северную часть Азербайджана; на стороне арабов бились славянские перебежчики из византийской армии, поселившиеся в Сирии (об этом прямо свидетельствуют арабские и византийские авторы). Последние упомянуты как участники кровопролитной битвы в долине Ардебиля в Азербайджане. Полководец Джаррах, щедрый, превосходный человек, по отзывам арабских писателей, неосмотрительно вступил в бой с превосходящими силами хазар. Арабы продержались два дня; лучшие их воины погибли, трусы дезертировали. Третий рассвет вместе с Джаррахом в арабском лагере встретили только раненые и павшие духом. Хазары без труда обратили их в бегство. Но тут один из спутников Джарраха воскликнул: «В рай, мусульмане, а не в ад! Идите по пути Бога, а не дьявола!» Этот возглас напомнил арабам, что павшим в бою уготовано райское блаженство; они воспрянули духом и обратились лицом к врагу. В страшной резне погибли почти все, в том числе и Джаррах. Из 25-тысячного арабского войска спаслось немногим больше сотни человек - и среди них один, который в источниках назван «сакалиба», то есть «славянин»; именно он принес халифу Хишаму известие о гибели его полководца. Это был последний боец из славянского отряда в войске Джарраха.
Хазарский воин VIII в.
Реконструкция Нормана Финкельштейна.
В 737 г. арабские войска на Кавказе возглавил брат халифа Марван ибн Мухаммед. Он двинул против хазар огромную армию из арабов и дружин союзных кавказских князей - арабские писатели, вероятно сильно преувеличивая, оценивают его силы в 120-150 тысяч человек. Семендер пал; каган с 40-тысячной армией бежал на север. Преследуя его, Марван двинулся дальше, в земли «сакалиба» ("славян") и других «неверных». Согласно арабскому историку аль-Куфи (ум. в 926 г.), войска Марвана дошли до «Славянской реки». По всей видимости, это был Дон, который Масуди, следуя античной традиции, называет Танаисом*; по его берегам, говорит он, «обитает многочисленный народ славянский и другие народы, углубленные в северных краях». Надо полагать, славяне встретили арабов неприветливо, поскольку Марвану пришлось прибегнуть к тактике «выжженной земли». Чтобы подавить сопротивление, он учинил настоящий погром славянских поселений: разрушил 20 000 домов и увел в рабство 20 000 семейств «сакалиба»**.
Хазарское войско лишилось последнего резерва. Каган был вынужден признать свое поражение и заключить мир на условиях принятия ислама. Пленных «сакалиба» Марван увел на поселение в Кахетию. Но очень скоро славяне восстали, убили поставленного над ними эмира и бежали на родину. Увидеть вновь донскую землю им не довелось. Войско Марвана настигло беглецов; в жарком бою почти все они были перебиты. Этим трагическим событием закончился «быстрый рейд» Марвана, как назвали поход 737 г. арабские писатели.
*Впрочем, часть историков придерживается мнения, что «Славянская река» в данном контексте означает Волгу, а "сакалиба" - это славянское население именьковской культуры.
**Не исключено, что в данном случае в число "сакалиба" включены и неславянские племена Подонья или Поволжья.
Победа далась арабам нелегко, их силы были обескровлены, и в дальнейшем походы такого масштаба больше не повторялись. К тому же внутри халифата разгорелась междоусобица. В 743 г., получив известие об убийстве своего брата, халифа Валида, Марван поспешил в Дамаск, где провозгласил себя халифом. Спустя шесть лет был убит и он. С его смертью пресеклась династия Омейядов.
Кавказ надолго стал северной границей исламского мира на европейском востоке, подобно Пиренеям на западе. Немалая заслуга в этом принадлежала хазарам, которые вместе со славянами приняли на себя основной удар и погасили наступательный пыл арабов. Не будь этого, как знать, на чью сторону склонился бы князь Владимир в знаменитом диспуте о вере. Но благодаря тому, что в VIII в. арабская экспансия была остановлена на самом пороге Восточной Европы, древняя Русь, особенно ее южная окраина, смогла наладить прочные, нерушимые связи с христианской цивилизацией.
---------------------------------------------------------------
Использованы материалы:
Цветков С. Э. Начало русской истории. С древних времен до княжения Олега. М.: Центрполиграф, 2011. С 198-202.