Пара слов о благодарственной журналистике

Apr 19, 2011 19:40

Уважаемый мной журналист Соколов-Митрич затеял любопытный эксперимент с так называемой благодарственной журналистикой, или thanks journalism (по термину от автора). То бишь автор снизу текста ставит номер электронного кошелька - и благодарные граждане перечисляют, сколько не жалко. Если текст шибко понравился.
Идея-то неплоха (если не считать того, что давно практикуется на литпорталах - том же Либрусеке). И мне, как журналисту, тоже нравится. Но вот этот момент в посте Митрича сильно смущает:

Так что я не удивлюсь, если через 5,6,7,8 лет я буду регулярно делать репортажи и расследования "по подписке". Хотят читатели, чтобы я поехал в станицу Кущевскую и разобрался, что там происходит - они скидываются и я еду. К тому времени могут появиться специальные сервисы, которые будут накапливать и резервировать фьючерсные благодарственные платежи. Съездил, написал, опубликовал в своем блоге - получи. Сейчас по примерно такой же схеме происходит бронирование отелей и квартир по всему миру. Так чем журналисты хуже риэлтеров? Ничем.

Если речь идет об авторской колонке, бичующей мелкобуржуазные обывательские пороки жителей мегаполисов - это одно. Если же речь о полноценном журналистском расследовании - это совсем, совсем другое. И в этом случае журналист не имеет права принимать деньги от любой конфликтной стороны - хоть обиженного населения, хоть притесняемого бизнесмена, хоть возмущенного клеветой чиновника. Вне зависимости от темы расследования - от херово отремонтированных дорог в глубинке до зверствующих ментов, насилующих подозреваемых дубинкой.
Журналистское расследование обязано быть объективным и беспристрастным. Это азы. А когда за тебя платят, то потом и потребовать могут: мол, сделай нам красиво (читай: напиши, как нам нравится). Кто платит за ужин девушки - тот ее и танцует. Недаром же говорят. И посему в конфликтной журналистике не может быть никаких подношений журналисту - ни деньгами, ни подарками, ни оплатой билетов на проезд, ни гостиничными номерами, ни, пардон, сауной с блядями. 
А кто тогда должен все оплачивать? Только издатель (владелец СМИ), заинтересованный в качественных журналистских расследованиях (в идеале способствующих повышению тиражей, а значит и стоимости размещения рекламы).
Все давно придумано и не хер здесь выдумывать велосипед.
Не будет такого издателя - не будет и качественной расследовательской журналистики. А будет сплошная "джинса". 
Что мы в принципе сегодня и наблюдаем. 

разбор полетов, это интересно, журналистика

Previous post Next post
Up