Когда писатель пишет за деньги

Jul 20, 2008 22:59

Благодарные читатели пишут про новый шедевр фантаста № 1:
Трудно поверить, что этот текст написал Сергей Лукьяненко. Я с большим трудом, «через не хочу», дочитал ЭТО. Когда подобные «произведения» появились впервые (например «Принц Госплана» Пелевина), это выглядело оригинально и свежо. Сейчас это смотрится протухшим силосом для жвачных.
Поражает просто чудовищный примитивизм текста, что рождает невольные сомнения в авторстве Лукьяненко. Разница с предыдущими текстами (Черновик/Чистовик), не говоря уже о ранних произведениях, заметна буквально с первых страниц.
Сюжет и ГГ в книге также однообразны и безвкусны, как пельмени из супермаркета. И вкус после книги соответствующий, будто хватанул соевого «мяса». Срочно иду восстанавливать вкусовые рецепторы перечитыванием Салтыкова-Щедрина.

Это отзыв на новую книгу Лукьяненко "Конкуренты". Здесь и здесь подобных еще много.

Можно было бы предположить, что планка доктора Ливси - Пилюлькина резко снизилась из-за чрезмерного внимания своему ЖЖ, в ущерб качеству текста. Я не фанатею от Лукьяненко, но меня до сих пор восхищают обе части "Лабиринта отражений", "Лорд с планеты Земля", самая первая (и самая искренняя, наверно) "Рыцари сорока островов". "Черновик" тоже весьма неплох.

Но нельзя не заметить, что в последнее время Лукьяненко, что называется, "зазвездился". И теперь наверно думает, что пипл схавает читатели с благодарностью проглотят любую халтуру за подписью Мэтра.

Не исключаю также, что за известного писателя теперь пишут другие. Но наиболее правдоподобной мне представляется третья версия. Имя ей - мотивация.

Есть большая разница между писателем - любителем и писателем - профессионалом (живущим только за счет гонораров от издательства). Если для первого главная цель - самовыразиться, сказать новое слово в литературе, то для второго главное - срубить быструю деньгу. А книжный бизнес редко терпит "штучные" работы, вынашиваемые годами. Это конвейерный поток, требующий все новых и новых опусов. Которые часто коммерческие писатели пишут "с коленки". Не вкладывая душу в текст.

И при прочтении это очень чувствуется.

В начале 90-х (когда появлялись первые романы Лукьяненко), он еще не был забронзовевшим мэтром, утомленным вниманием фанатов. А потому был и мотив (не исключаю) - стать лучшим. Написать лучший роман. Такой, чтобы о нем долго помнили. Чтобы он оставил отпечаток в душах читателей.

Сейчас, когда литературные тернии позади, такого мотива у г-на Лукьяненко нет. Сейчас его очевидный мотив - поскорее сдать рукопись и получить очередной гонорар с множеством нулей. Ведь в нашу насквозь рекламную эпоху важно не столько качество товара, сколько его бренд.

А фамилия Сергея Васильевича, как ни крути, стала брендовой. Миллионы российских поклонников ей доверяют, с нетерпением ждут новых романов. Но, думается, потихоньку разочаровываются в мэтре. Ибо не видеть снижения планки (по сравнению с ранними лукьяненковскими текстами) может лишь самый тупоголовый фанат упертый поклонник.

У меня есть знакомый писатель. Будущий гениальный прозаик - если его не сломают наши издательства своей жесткой форматностью.
И я очень надеюсь, что он никогда не будет писать чисто за деньги.
Да минует всех начинающих авторов чаша сия.
Аминь.

размышлизмы, лукьяненко, литература

Previous post Next post
Up