За что я благодарен Михалкову

Oct 23, 2015 05:10


К 70-летию Никиты Михалкова блогосфера вылила на юбиляра щедрую бочку дерьма. Вполне себе заслуженную бочку, ибо Никита Сергеевич образца "десятых" - ядерная смесь из нарциссической самовлюбленности, барской тяги к роскоши, холуйства перед властью, фальшиво-лицемерной набожности и патологической жадности, граничащей с алчностью. Как справедливо заметили некоторые блогеры, Михалков разменял талант на цинизм, имел все шансы войти в историю российской культуры, но предпочел вход в кабинеты.

Тем не менее, конкретно в моих либерально-русофобских глазах некоторая часть грехов Никиты Сергеевича искупается его - только не смейтесь, пожалуйста - "Утомленными солнцем". И я сейчас имею в виду все три фильма, в том числе многократно и заслуженно смешанные с говном "Предстояние" и "Цитадель".

Самые первые УС для меня ценны прежде всего финальной сценой отъезда главгероя в компании энкавэдэшников. В фильме гениально передано предчувствие перед расправляющим плечи Молохом сталинских репрессий, и в финале визуализируется окровавленным лицом зверски избитого комдива Котова (каким бы заслуженным героем прошлых войн ты ни был, всегда найдется повод и найдутся люди, которые со всеми твоими орденами сотрут тебя в лагерную пыль).

В "Цитадели" сталинские репрессии визуализируются флэшбэком из воспоминаний сидящего в лагерях Котова - где чекисты, выбивая из него признания, просто отбивают ему руку. Эпизод занимает от силы три секунды экранного времени, но врезается в память. И конкретно я, либерал-русофоб, благодарен Михалкову за мощную визуализацию репрессивного насилия над отдельно взятым человеком - особенно полезную для массового сознания в наши дни ползучей реабилитации сталинизма.

Еще я благодарен Михалкову за мощное отображение в "УС-2" хаотической мясорубки первых дней ВОВ и нулевой ценности жизни советских солдат для советского командования. Да, "УС-2" заслуженно разгромлены кинокритиками за концентрированную пошлость и откровенную нелепость многих сцен(все эти гадящие с бреющего полета голозадые немецкие летчики, парусатые танки в чистом поле, паучок как катализатор взрыва немецкой цитадели и тэ дэ). И я согласен со всеми этими претензиями. Однако для меня "Утомленные солнцем" - тот самый случай, когда сразу после просмотра вместе со всеми смеешься над нелепостями, а потом, по прошествии многих месяцев, задумываешься над отдельными эпизодами, и многократно прокручиваешь их в памяти, и уже другими глазами смотришь на отдельные страницы нашей тяжелой и страшной истории.

Массовая гибель мирного населения под немецкими бомбардировками с паническим отступлением Красной армии в июне-июле 1941-го - это страница нашей истории, которую не вымарать ни патриотически настроенным гоблинам, ни подпевающим им дегенератам-"дедовоевалам". Закидывание в топку боев плохо обученных и плохо вооруженных солдат - нередко ради взятия ненужных высот и деревень - с заградотрядами за спинами воюющих, со штрафбатами и отправкой в лагеря допустивших попадания в немецкий плен, с часто наплевательским отношением к жизням советского командования, для которого простой солдат имел ценность полена - это позорная страница в нашей истории, которую опять же не вымарать гоблинским мурзилкам при всем их желании. И я не припомню за последние 15-20 лет российских фильмов о ВОВ, в которых бы эти неприглядные моменты так ясно и четко проговаривались, как это сделал Михалков.

Конечно, можно с пеной у рта твердить об оскорблении ветеранов и памяти о погибших, об испражнениях российских кинотворцов на нашу историю, можно искрометно шутить про "одну винтовку на троих" и хождение в атаку "с черенками от лопат". Но соотечественникам с толщей ваты под черепной коробкой не поможет ничто, доказывать им что-либо - в принципе пустой труд, а нормальный думающий человек лишний раз задумается о тяжелой и страшной цене, которую заплатила наша страна в те дни.

Нормальный думающий человек понимает, что на войне героизм и самопожертвование всегда идут рука об руку с трусостью и подлостью. Нормальный думающий человек понимает, что показ трусости и подлости в военном кино не умаляет подвига предков и видится плевком на могилы погибших лишь в ватных мозгах "дедовоевалов". И если УС-2 оскорбляют чувства верующих в непогрешимость СССР в ВОВ - так это проблемы самих верующих, а не Михалкова.

Еще важный момент - наши ватные патриоты часто пишут про тлетворное влияние голливудского кино и западных видеоигр о Второй мировой. Мол, суки русофобские, принижают подвиг советских солдат, еще немного - и покажут американских морпехов, водружающих звездно-полосатый флаг над рейхстагом. Лично для меня важнее другая очевидная крайность, свойственная многим соотечественникам - упрощенно-бравурное восприятие ВОВ в стилистике компьютерной стратегии и голливудских боевиков. Деды, мол, сперва отступали, копили силы - а потом кааак начнут нагибать и жарить фрицев! Тут и сказочке конец.

В этих дремучих представлениях воевавшие прадеды - этакие эпические супергерои, наши русские рэмбо и коммандо, до которых всяким пиндосам срать и срать. Михалковские УС-2 ценны в том числе тем, что ярко и убедительно показывают, насколько хрупка была человеческая жизнь, насколько не просто смертны, а внезапно смертны были советские люди на войне. Если же гоблинопоклонники считают, что делать такие акценты в кино недопустимо, так как это не только оскорбляет память воевавших дедов, но и снижает боевой дух нации перед возможной оккупацией НАТО - это их половые трудности.

И это, конечно, удивительно, что такой либеральный взгляд на историю Великой Отечественной выразил пламенный государственник Михалков, поющий дифирамбы Путину, при котором происходит ползучая сталинизация страны. Но на то он и Художник, что в нем уживаются такие мощные противоречия, темные и светлые стороны.

Так что - с юбилеем вас, Никита Сергеевич. Жаль, что народу вы запомнитесь не только за свои ранние фильмы - безусловные шедевры.

разбор полетов, ВОВ, михалков, кино, история

Previous post
Up