Петербургский музей ГЭТ находится в корпусах бывшего трамвайного парка на Васильевском острове (Средний пр., 77). Попасть в него можно только с экскурсией со вторника по воскресенье в 10-00, 11-30, 14-00 и 16-00 часов. Основу коллекции музея составляют трамваи и троллейбусы, эксплуатировавшиеся в городе в прошлом веке.
Трамваи ЛМ-47 и ЛМ-33. ЛМ означает "Ленинградский моторный", а цифры - год проектирования.
Прицепные вагоны (без двигателей) соответственно называются ЛП:
Поезд ЛМ-33 + ЛП-33.
При проектировании ЛМ-33 за основу была взята конструкция американских трамваев Peter Witt car, поэтому в народе он получил прозвище "Американка". Первые вагоны ЛМ-33 были построены здесь, в этом трампарке, потом производство перенесли в новый завод на Чугунной улице, где в дальнейшем производились все ленинградские трамваи.
В салоне Американки - задняя площадка для пассажиров с багажом.
Вместимость состава ЛМ+ЛП была около 350 человек. Выпускалась эта модель до 1939-го года, а эксплуатировалась до 1979-го (46 лет). Всего было построено около 450 вагонов, из них моторных и прицепных примерно поровну. Сохранилось до настоящего времени только этих два.
Рядом стоит предшественник Американки:
Трамвай МС-1 (что значит Моторный Стальной первого типа). Строился на заводе Красный Путиловец с 1927 года как замена дореволюционных вагонов с деревянным кузовом, которые эксплуатировались на линиях с момента открытия трамвайного движения в городе в 1907 году.
Вагоны МС имели две кабины и двери в обе стороны. Всего в музее их около десятка разной степени сохранности. Модификации вагона МС выпускались до 1933 года, а эксплуатировались до конца 1960-х. Сделали их около 1200 штук. Отдельные вагоны долгое время использовались как служебные, поэтому сохранились для истории.
Стрелочница.
Пока не появились автоматические стрелки, их перевод осуществлялся специальным человеком. Для удобства распознавания номера маршрута стрелочником издалека была придумана двухцветная система маршрутных огней, которая используется в Питере до сих пор.
В первых трамваях водитель работал стоя, кабина не отапливалась и продувалась всеми ветрами, пассажиры норовили запрыгнуть на ходу. Плюс хаотичное дорожное движение. Адская работа.
В салоне запрещалось курить и плевать. Дети ростом ниже метра ехали бесплатно.
Несмотря на внешне небольшие габариты двухосного трамвая, он мог перевезти более 80 человек. И это не считая зайцев, висящих на нём снаружи.
В Санкт-Петербурге первый рельсовый уличный транспорт появился в 1860 году, это была конка:
Реплика вагона конки. Также около метро Василеостровская недалеко от музея стоит копия двухэтажного вагона конки.
Конно-железная дорога была основным городским транспортом целых полвека, и сложилась абсурдная ситуация: в столице Империи монополия конки не пускала трамвай на улицы. В то время, как в 1880 году инженером Пироцким первый в мире (или в России) электрический трамвай был изобретён именно в Петербурге, перевозить пассажиров трамвай тут мог только с 1895 года, да и то только зимой по льду Невы. Когда наконец в 1907 году в Петербурге запустили сухопутную трамвайную систему, она стала аж 27-й в стране. Параллельно с трамваем конка просуществовала ещё 10 лет и была закрыта в 1917.
Фотографии Карла Буллы со стенда:
Конечная конки у Дворцовой площади.
Большой Сампсониевский проспект. Модификация конки с заменой лошади на паровую машину - паровой трамвай. Несколько линий такого паровика работали в городе с 1886 по 1922 год.
Ледовый трамвай - вагоны конки на электрической тяге (ехали со скоростью 20 км/ч против 8 км/ч у конки с лошадью). Работал с 20 января по 21 марта до 1910 года.
Теперь про послевоенные трамваи:
Трамвай ЛМ+ЛП-47. Их построили в 1948-49 годах на базе ходовых частей разрушенных во время Блокады выгонов ЛМ/ЛП-33 в количестве 85 штук. За характерный дизайн этот трамвай называли Слоном. Работали они до 1973 года. Сохранились только эти два вагона, плюс в музее на реставрации есть два служебных трамвая на базе ЛМ-47.
Табличка с маршрутом (аншлаг). Сидения всё ещё деревянные, но уже в привычной компоновке 1+2.
Троллейбусы (о них позже) и ЛМ+ЛП-49. Несмотря на внешнее сходство, это уже не новый кузов на старой раме как ЛМ-47, а полностью новый трамвай, который имел прогрессивную конструкцию с несущим кузовом. Двухвагонный состав вмещал (теоретически) 400 пассажиров. Выпускался до 1960 года (прицепной вагон до 1968-го). Эксплуатировались эти трамваи до начала 1980-х, причём прицепные вагоны после списания моторных ещё несколько лет ездили в составе с более новыми ЛМ-68М, и смотрелись при этом достаточно несуразно. Всего было построено 400 моторных и 375 прицепных вагонов. Кроме этого состава сохранилось ещё два ЛМ-49 в Нижнем Новгороде и Минске.
Главные особенности этого трамвая - мягкие сидения и сдвижные, как в метро, двери:
ЛМ-57. Тёплый, быстрый, малошумный, удобный. Самый красивый трамвай в СССР (тут гирлянда немного отвлекает). Выпускался до 1968 года, эксплуатировался до 1985. Было построено 1038 штук. Конструктивно мог перевозить до 200 человек. Прицепных вагонов к нему не делали.
В музее есть ещё один ЛМ-57, который ждёт реставрации, и служебный вагон на базе ЛМ-57. Плюс сохранился один ЛМ-57 в Нижнем Новгороде.
Наверное ночью это красиво.
Кабина: ручка слева чтобы ехать, ручка справа - тормозить.
Этот трамвай уже мог работать без кондуктора - есть касса самообслуживания. К 1970-му году кондукторов отменили совсем и честность пассажиров стала единственной гарантией оплаты проезда. Я в детстве всё голову ломал, откуда этот затейливый автомат знает, сколько в него кинули денег?)
Компостер из более позднего времени, когда нужно было покупать пачку талонов в киоске Союзпечати или у водителя, и компостировать. С 1996 года кондукторов вернули обратно.
Сувенир на память.
ЛМ-68. Резко сменилась мода, и вместо округлых форм новый дизайн стал нарочито угловатым, максимально выросла площадь остекления. Новый вагон, прозванный Аквариумом, выпускался до 1975 года. Всего было собрано 663 штуки, этот - единственный сохранившийся.
ЛМ-68 умел сцепляться в поезда из нескольких моторных вагонов (система многих единиц). На напряжённых маршрутах трёхвагонный состав (до 600 пассажиров) был нормой. Эксплуатировался до 1988 года. Такой трамвай я уже видел на линии живьём. Особенно в память врезался оригинальный маршрутоуказатель.
Крышевое остекление оказалось не самой практичной штукой, но смотрится круто:
С 1973 по 1988 год выпускался трамвай ЛМ-68М - модернизированный вариант Аквариума (который стали называть Машкой). На нём убрали дизайнерские излишества и сделали кузов понадёжней. Эта модель стала самой массовой из выпускавшихся в Питере трамваев - было произведено 2109 вагонов. В 1987-1997 годах выпускался шестиосный сочленённый трамвай ЛВС-86 (473 штуки) вместимостью в 300 человек с дизайном, аналогичным ЛМ-68М.
В музее есть и ЛМ-68М и ЛВС-86, но их до сих пор полно и на улицах.
Городская трамвайная сеть в Ленинграде к началу 1990-х была официально самой большой в мире, трамвай был одним из символов города (я по этому поводу когда-то даже
написал пост). Маршруты шли по всем крупным улицам, связывали и центр со спальными районами и отдалённые районы между собой. Сейчас трамвай используется в основном на коротких маршрутах для подвоза пассажиров к станциям метро. Завод на Чугунной улице, выпускавший ленинградские трамваи, в 2013 году был закрыт. Эти музейные вагоны - последние осколки былого величия.
Троллейбусы.
ЯТБ-1 (Ярославский троллейбус, первая модель). 21 октября 1936 года такая машина открыла троллейбусное движение в Ленинграде. Маршрут №1: Красная площадь - Площадь Труда. К тому времени троллейбусы в СССР эксплуатировались всего три года. Они были комфортабельнее и престижнее трамваев, и проезд в них стоил дороже.
Кузов у ЯТБ-1 полностью деревянный, обшитый снаружи железными листами. В оригинале перегородки у водителя не было. Узкие двери, низкая крыша. "Мест: сидеть - 33, стоять - 17". Дизайн был заимствован у английских троллейбусов.
Троллейбусы ЯТБ выпускались с 1936 года до войны, а эксплуатировались в Ленинграде до 1959 года. Всего было построено около 900 штук всех модификаций ЯТБ, но сохранился только этот единственный. 40 лет простояв сараем на чьей-то даче, уже больше 10 лет он снова работает троллейбусом и периодически выезжает в город. Говорят, что это самый старый работающий троллейбус в мире - он 1936 года выпуска. Причём в запасниках музея ожидает реставрации ещё и троллейбус ЯТБ-2 1938 года.
"На троллейбусы не залезать!" Лестница на задней стенке троллейбуса многих не может оставить равнодушными.
МТБ-82Д (Московский троллейбус производства 82 авиазавода, дюралевый). Выпускался с 1946 по 1961 год (эта машина 1947 года). Если ЯТБ был основным советским довоенным троллейбусом, то МТБ-82 был основным послевоенным. Всего их было построено более 5000 штук. В Ленинграде МТБ-82 работали до 1975 года.
Управление троллейбуса усовершенствованно современными электронно-вычислительными средствами (кто-то оставил в кабине ноутбук).
Салон - широкий, но низкий. "Мест: сидеть - 40, стоять - 25". Так как делался троллейбус на авиазаводе, то кузов был алюминиевый.
Дизайн был позаимствован у довоенных американских автобусов компании General Motors.
Перед новой жизнью в музее эта машина тоже около 40 лет простояла в виде сарая на дачном участке. Ещё два МТБ-82Д (причём один с прицепом) находятся на реставрации.
Третье поколение ленинградских троллейбусов:
ЗиУ-5Г (Завод имени Урицкого, пятая модель, модификация Г). Большой салон, большие окна, нормальные двери.
Троллейбусы ЗиУ-5 выпускались с 1959 по 1972 год (всего было изготовлено около 15 тысяч). В Ленинграде они эксплуатировались на маршрутах с 1960 до конца 1980-х. Эта машина 1967 года выпуска, была восстановлена в 2005. В музее ждут реставрации ещё три ЗиУ-5.
Кабина. Вспоминаются финальные кадры "Берегись автомобиля".
Кассовые аппараты:
"За проезд опустите в кассу 3 копейки и оторвите билет". Багаж - 10 копеек и 3 билета ( у синей кассы 4 билета). Занимательная математика.
Общий вид. Уникальная техника, которая при этом находится в рабочем состоянии, выезжает на разные городские и прочие мероприятия и радует всех ценителей истории города и ретро-транспорта.
Основную экспозицию мы посмотрели, экскурсию послушали - теперь все желающие могут (за отдельную плату) покататься по территории бывшего трампарка на ретро-трамвае.
Настоящие уличные часы 30-х годов - тоже экспонат.
Трамвай МС-4 1933 года выпуска. Шланг около фары - та самая "колбаса", на которой раньше катались городские экстремалы.
Здания депо Василеостровского вагонного парка Санкт-Петербургского электрического трамвая. Построено в 1906-1908 годах американской компанией Westinghouse Electric. Отсюда 29 сентября 1907 года на первый регулярный рейс санкт-петербургского сухопутного трамвая вышел вагон английской фирмы Brush. В ближнем корпусе расположен сам музей, в следующем - его ремонтные мастерские.
Дальше в продолжение осмотра идём к технике, стоящей в глубине корпуса.
На переднем плане гужевые повозки разных типов - коллекция явно расширяется за пределы тематики электротранспорта. Ещё недавно в музее появились автобусы, но в экспозиции я их к сожалению не застал.
Слева виден уже упомянутый служебный трамвай на базе ЛМ-57: вагон-лаборатория контактной сети 1964-го года выпуска.
Он оборудован специальной будкой на крыше, чтобы из неё изучать провода:
ЛВС-89. Опытный восьмиосный сочленённый трамвайный вагон. Был в книге Гинесса как самый длинный трамвай - 30 метров. Хорошо помню, как его пиарил Невзоров в 600 секундах.
В серию он не пошёл, работал на линии до 2006 года, потом сразу попал в музей. 53-й - это мой маршрут, а значит на нём я скорее всего ездил (внутри он не отличается от стандартного ЛВС-86). В запасниках музея есть ещё одна попытка сделать восьмиосный сочленённый трамвай: ЛВС-93. В серию он тоже не пошёл, но на его базе был создан серийный шестиосный трамвай ЛВС-97. Которого в музее кстати нет.
Кран Путиловского завода К-1 1927 года выпуска.
Автомобиль "Москвич-423". Первый советский универсал. Как он тут оказался?)
На заднем плане стоит троллейкар КТГ-2 (Киевский троллейбус грузовой, вторая модель). Такие агрегаты выпускались с 1976 по 1993 год и были оборудованы ДВС для возможности передвигаться без контактной сети. За кабиной у него расположена бортовая платформа для перевозки грузов. За ним стоит ещё один такой же КТГ-2, плюс в музее в разной степени сохранности есть три КТГ-1 (троллейкар-фургон).
Троллейкары используются в музее как троллейбусные тягачи по причине отсутствия в музее троллейбусной контактной сети.
КТМ-5М3 (Кировский Трамвай Моторный, пятая модель, третья модификация). Выпускался с 1971 по 1992 год - 20 лет практически без изменений. Всего их сделали больше 14000 штук, из которых в Ленинград поступило 250.
Это был единственный непитерский трамвай, массово эксплуатировавшийся в Ленинграде. Усть-Катавский вагоностроительный завод им. Кирова был основным производителем трамваев в СССР в те годы, а наша самая большая в мире трамвайная сеть требовала всё больше новых вагонов. Поэтому этот самый ужасный массовый советский трамвай стал ещё и самым массовым трамваем района Гражданки с начала 1980-х. В 2007 все КТМ-5М3 массово списали на гвозди за исключением одного этого двухвагонного поезда (второй вагон сейчас на реставрации).
Самые запоминающиеся особенности этого трамвая - грохочущие цепным механизмом большие сдвижные двери и удобные эргономичные сидения.
Грузовая платформа-цистерна ГП-10 (1930-е) и двусторонняя модификация ЛМ-68М.
Трамваи ЛМ-68М с двумя кабинами и дверьми с обеих сторон строились в 1988-92 годах для пассажирских перевозок на Саяно-Шушенской ГЭС и в качестве служебных для трампарков Ленинграда. Сделали их всего 13 штук.
Троллейбус ЗиУ-682Б и трамвай МС-4 1932 года. МС восстановлен на конец 1950-х годов, когда эти вагоны уже были модернизированы в односторонние с одной кабиной водителя и автоматическими дверями.
ЗиУ-682 начал выпускаться в 1972 году и периодически модернизируясь выпускается до сих пор (тираж более 40000 штук). Активно поставлялся на экспорт, причём даже в дальнее зарубежье - например в Грецию и Аргентину. Музейный троллейбус отреставрирован как самая ранняя модификация - с угловатыми колёсными арками.
На реставрации в музее есть ещё несколько таких троллейбусов, в том числе сочленённый ("гармошка") и троллейбусный поезд.
Ночной дозор.
Незаметно подошло время следующей группы, и от нас убежала наш экскурсовод.
Если у вас есть трамвай, то перед заездом на территорию музея оформите пропуск.
У входа в музей стоит реплика английского вагона Brush - памятник столетию открытия трамвайного движения в Санкт-Петербурге.
Такой трамвай тогда первым выехал на городские улицы.
Видео:
http://youtu.be/nX18sD7OdK0