Отличие развитых стран от консервативных - в понимании нечистого.
Чем больше ограничений, связанных с дефиницией "чистое - нечистое", тем медленнее развитие.
Да вот хотя бы ссудный процент.
У нас и у мусульман брать проценты считалось нечестивым.
Это на практике как-то делалось, моральный запрет умели обходить.
Но запрет как таковой мешал сформироваться социальному институту частного инвестора. А именно он был ключевым в развитии Запада.
Его и сейчас у нас нет - что показывает история с нано-производством сахара, недавно ссылался (
https://stimul.online/.../sladkaya-saga-s-grustnym.../...).
С институтом ссудного процента исторически были связаны евреи. Запад предоставил им все возможности для их деятельности - потому что века с 17 евреи перестали восприниматься как нечистый народ. У нас же такого перелома не произошло. Разве что после революции 1917 года. Когда стало не до ссудного процента на много десятилетий, а развитие оказалось прерогативой государства, а не общества.
То же самое с изобретениями. Если всё вокруг исторически воспринимается как нечистое (считай, враждебное), то каждый предмет в отдельности нуждается прежде всего не в преобразовании на потребу человеку, но в очищении. Точнее - в покровительстве конкретного божка. Прежде чем приступить к предмету, с божком нужно договориться. Принести жертву.
В православных странах в начале учебного года служили молебен.
Главные прошения на Ектении:
- О еже низпослати на отроков сих духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений...
- О ниспослании на отроков сих [всех учащихся] духа премудрости и разума, и отверзении ума их и уст, и просвещении сердца их к приятию наставления в добром учении...
- О еже всадити в сердца их начало премудрости, страх Свой Божественный и тем буесть юности отгнати от сердец их, и просветити ум их, еже уклонитися от зла и творити благое...
- Дабы открылся ум их к принятию, и уразумению, и запоминанию всех добрых и душеполезных учений, Господу помолимся.
- Да будет дарована им сидящая у Престола Его премудрость, и вложена в сердца их, да научит их, что благоугодно пред Ним...
- О еже преспети им премудростию и возрастом в славу Божию...
- О еже быти им премудростию и добродетельным житием, и благостоянием в православней вере, радость и утешение родителем своим, и церкви Православно-кафоличестей утверждение... (
https://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb23.shtml)
Как видим, речь не идёт о преуспеянии в обучении и познании, как таковом, не в возрастании ума, но в постижении ДОБРОГО и ДУШЕПОЛЕЗНОГО АСПЕКТА познания. То есть, в конечном счёте - отвратить от позитивного знания.
Истинное назначение молебна - в проблеме восприятия рационального знания как изначально нечистого. А равно и нашего разума, который ведь падший - что и не скрывается церковью.
Бога упрашивали отвратить человека от приобщения к падшему знанию падшим же разумом. То есть от усугубления изначальной греховности. И направить на то, что считается благим, то есть угодным Богу. А что Ему угодно - в церковном понимании, конечно? То, что ведёт к спасению души.
Как в таких условиях познавать и создавать новое? Все силы уходят на душепопечение))
Базаров у Тургенева формулирует точно: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".
Суть эпохи Возрождения в том, что сфера материального (и прежде всего тело человека, отчего его тут же стали с таким упоением рисовать обнажённым) перестала восприниматься как нечистая.
Сфера понятия нечистого сузилась, а чистоты, напротив, расширилась. Что резко двинуло вперед всю европейскую культуру. Да и образование заодно - ведь разум перестал считаться падшим.
Что такое была Реформация на Западе? Не что иное, как окончательное преодоление понимания нечистоты - теперь по отношению к богатству. Если Библия тонко намекает, что богатые не наследуют Царствия Божия (Лк. 18:25), то есть богатство связано с нечистотой (если само не является нечистым), то теперь - пусть и неявно - именно богатый человек начинает восприниматься как угодный Богу. То есть как чистый.
Тем самым все моральные ограничения для частного предпринимательства были сняты. И в комплекте с институтом частного инвестора и всё более укреплявшемся независимым от власти судопроизводством, это позволило резко рвануть вперёд. Помог и сформировавшийся к тому времени индивидуализм. Самоуважение индивида, связанное с институтом репутации. В традиционных культурах такого нет, да и быть не может.
У нас до сих пор нет ни одного из этих компонентов. Ума не приложу, почему многие считают, что Россия может развиваться как Запад? И с чего бы мы относились к Европе? - как уверяет Кураев в своих лекциях.
В нашей культуре, познавая умом, человек как бы оскверняется.
Отчего в обществе автоматически возникает разделение на основную массу, которая бессознательно гнушается знаниями и живёт мифами.
И на сословие выскочек, противостоящих всей остальной низовой массе, которое знания нечистыми вовсе не считают. А равно, кстати, и человека с его телом и всего прочего - отчего среди интеллигенции извращенцев всегда было больше.
Наше общество гнушается интеллигенцией, готово травить её. "Во всех эпидемиях виноваты врачи".
У нас даже обнажённая натура продолжала считаться нечистой.
Важно то, что это так у нас и сейчас - судя по сотням тысяч заблокированных порнушных сайтов, где нет ничего незаконного, типа откровенной педофилии.
Этот аспект традиционного сознания никуда не делся. Заблокированные порнушные сайты - лучшее доказательство, что он до конца не преодолён.
В нашей культуре человек считается падшим, низким, греховным - и надо вводить всяческие ограничения, чтобы он не стал ещё хуже.
Прикол в том, что сам человек так же воспринимает себя (и свою волю), и не будь ограничений, пошёл бы вразнос.
Однако, если русский человек воспринимает все как нечистое, то как он смотрит на самого себя? Вспоминается фраза из Библии, "для чистых всё чисто" ( К Титу 1:15).
Также чистой считается власть - отчего она как бы безгрешна.
"Власть", "чистое" и "божественное" в сознании традиционного человека (считай, обывателя) как бы сливаются.
Наше роковое разделение на образованное сословие и толпу коренится не во взаимодействии нашей цивилизации с Западом, но в разделении одного народа по критерию понимания "нечистоты".
Смотрите, что мы имеем.
Основная масса живёт мифами и считает власть чуть ли не святой, то есть чистой. Это те самые 86%, а если что случись, то это число возрастёт и до 96-ти. Ещё очень уважает силу.
Образованное сословие живёт знаниями и считает власть нечистой априори. Силу откровенно презирает.
Если это не антагонизм, то что тогда антагонизм?
Впрочем, нужно быть точным: наше образованное сословие считает знание чем-то священным, к науке относятся как к своего рода религии, а выдающихся учёных рассматривает (пусть и неосознанно), как своего рода святых. ВУЗы так и называют, "храмы знаний". Существует устойчивое выражение "принести себя в жертву науки".
Традиционное пение "Gaudeamus igitur" перед началом учёбы есть ни что иное, как массовая молитва. И кому поклоняются все эти люди - принимая во внимание содержание текста? "Ubi sunt, qui ante nos In mundo fuere? Vadite ad Superos, Transite ad Inferos, Ubi jam fuere!" - "где те, кто жили перед нами? Двигайте в Вышнее, в Ад, где уже жили!" Правда, благочестиво? Кстати, про девок там тоже есть. И даже про их формы))
Это не совсем вестернизация - поскольку русский интеллигент, со всей его образованностью неосознанно обожествляет науку, вообще познание. Подозреваю, что на Западе такого обожествления нет. Там это одна из разновидностей позитивной деятельности, не более того.
В результате, образованное сословие (от которого и зависит возможное развитие) оказывается в ситуации тотальной обструкции со стороны обскурантов. Их считают не только "всенародными выскочками", но и нечистыми, нечестивцами. Мясники в столицах до революции специально собирались и ходили "бить скубентов" за то, что те "царя не уважают".
И ведь совершенно точно поняли базовый расклад - "скубенты" действительно "царя не уважали", это и посейчас так.
Часть ресурсов интеллигенции уходит на преодоление негативного отношения к себе со стороны обывателя. Это морально очень мешает работать. Познавать, создавать новое. Кто у нас помогает науке и творчеству? А вот мешают все - и само общество, и власть.
Отсюда является несправедливым, когда простой русский человек хвалится достижениями в области науки, искусства. культуры...
Простонародье, которое придерживается ценностей выживания, и - кто явно, кто в глубине души - презирает творческих людей, которые (в его восприятии) гонятся за непонятными и ненужными химерами, не имеет морального права гордиться достижениями этих творцов. Оно не только к ним отношения не имеет. Но даже и самим своим мировоззрением и жизнью создавало препятствия для творчества этих людей, а не поддерживало их. Не только простонародье, но и власть.
Это противостояние хорошо описывает Лев Кассиль:
"Если же нижним жильцам требовалось прописать брательнику в деревню, они обращались к «их милости» наверх. И, глядя, как под диктовку строчатся «во первых строках» поклоны бесчисленным родственникам, умилялись вслух:
- Вот она, умственность. А то что наше рукомесло? Чистый мрак без понятия.
А в душе этажи тихонько презирали друг друга.
- Подумаешь, искусство, - говорил уязвленный папа, - раковину в уборной починил… Ты вот мне сделай операцию ушной раковины! Или, скажем, трепанацию черепа.
А внизу думали:
«Ты вот полазил бы на карачках под паровозом, а то велика штука - перышком чиркать!».
Обыватель и власть есть ментально единое. Они нуждаются только в мифах и смотрят на позитивные знания как на нечто как минимум излишнее, а как максимум - зловредное.
Развитие знаний в нашей системе подрывает и единство нации (что совершенная правда), и даже ослабляет власть.
Как за счёт создания негативного фона, когда власть начинает выглядеть беспомощной в интеллектуальном отношении. Так и за счёт постоянной критики.
"Что для немца хорошо, для русского смерть". Скажу больше. Все главные европейские ценности - самоуважение, примат закона, образование, развитие - вносят раскол в наше общество. Мы были бы едины, если бы стали послушны властям и тупы.
Отсюда и жалкое финансирование науки и культуры. Отсюда и реформы в культуре и образовании и - неосознанно они направлены на удушение того и другого. Вот где собака порылась))
Чтобы начать развиваться, нам надо понять, как преодолеть понятие нечистоты. При том, что в таком преодолении не заинтересован никто - ни народ, ни власть. А только интеллигентные "выскочки".
https://www.facebook.com/groups/687794845484760/permalink/695433801387531/