Игорь Лебедев. Беличьи шкурки для нашего выпускника

Nov 25, 2020 12:22



Запись Игоря Лебедева из группы в Фейсбуке "Общий аршин. Для тех, кто хочет понять Россию"

Беличьи шкурки для нашего выпускника

По ОТР в очередной раз прошла дискуссия по "проклятому русскому вопросу" - зарплаты учителей. Упёрлись в проблему: по каким критериями оценивать работу учителя? И видно, что не могут её разрешить. Нет ясности.

А ведь проблема проста, как три рубля. Следует исходить из вопроса: а кого мы хотим вырастить и выучить? Чем он будет заниматься?

Казалось бы: этот вопрос вторичен от понимания места России в мире.
Россия, вообще, чем собирается заниматься?
Примерно так, но с некоторыми акцентами. А что она, вообще, может?


Дело в том, что суть проблемы не в программе обучения. А в строении нашего общества. А это устроение вторично от рода занятий.

У нас ресурсная экономика. И вся чиновничья пирамида завязана на экспорт. А с ним завязан и бизнес.

Тогда получается, что мы нуждаемся в двух типах обучения: для тех, кто будет обслуживать "трубу", и которые уедут туда, где есть развитие.

Потому что развитие и ресурсная экономика несовместимы в принципе.

Этот вывод кажется поспешным и даже абсурдным, но я объясню. Казалось бы: почему нельзя взять деньги от продажи сырья и использовать на развитие - науки, медицины, производства? Нетрудно ведь? какие к тому могут быть препятствия - ну, разве что, кроме воровства соответствующих чиновников?

Это в Норвегии можно. А в наших условиях нельзя. Это означает полное перестроение экономики. Да и всей политической жизни. Вообще всей системы. Вот тех самых выборов, которых у нас нет. Независимого суда. Этому будет сопротивляться все, кто мало-мальски связан с экспортом. А именно они и являются самыми влиятельными и могущественными.

Потому что ресурсная экономика сформировалась у нас куда раньше, чем вы думаете. Ещё в 14 веке. И даже ещё раньше.

По тем самым путям, где проложены газопроводы, наша элита экспортировала сначала беличьи, а потом соболиные шкурки. В тех самых баррелях. Миллионами штук. Беличьи потому, что на тот момент это был самый тёплый и очень тонкий мех. На Западе всегда были люди со вкусом, не любили огромные, тяжелые шубы.

Наша элита получала в ответ не только инвалюту, но всякие западные ништяки. А потому посылала всё новые и новые зондеркоманды в Сибирь - дабы заставляли всё новые и новые местные племена переориентироваться с традиционных промыслов на добычу шкурок. Если не слушались - каждого второго убивали.

За присоединением Сибири тянутся реки крови, пролитой местными. Целые посёлки срывались со своих мест в надежде скрыться от безжалостных карателей. С геноцидом сибирских племён, устроенным нашими доблестными предками, в мировой истории сравнится только колонизация обеих Америк. Всю Сибирь покорили ради одних только беличьих шкурок. С 1520 по 1580 годы было экспортировано 7 миллионов штук. А вы, небось, думали, что это делается ради богатства и могущества? В общем, да. Только чьего?

О, да, местные много могут порассказать о "миролюбивом присоединении" к "русскому миру"! Познали на собственной шкуре... Вопреки наитиям авторов наших официозных учебников, агрессивные пришельцы вовсе не торопились просвещать местных и обращать их в свою веру. Держали в запуганности (силой оружия) и в лютом невежестве. К школам старались не допускать. Всё потому, что по закону налоги с некрещёных были куда больше. Мы всегда любили живую денежку сильнее, чем культуру и, это... "бремя белого человека"...

Для нашей власти люди - это инструмент, расходный материал, способ получения дохода. Нечто вроде беличьих шкурок. Более того. От них и мы усвоили мышление колонизаторов - и неосознанно переносим его не только на отношение к присоединяемым малым народам, но и к друг другу. Не оттого ли так некрепки наши браки? Отчего от нас, русских, все бегут?

Так формировалась наша элита веками. Она по другому уже не умеет. Она такая выросла. Она этим гордится. Не обратили внимание, чем отделана шапка Мономаха?

Потом, когда на Западе научились ткать шерстяное полотно, а из недавно открытой Канады пошёл вал куда более дешёвого меха, и спрос на шкурки упал (почему-то именно в этом момент на Руси началась "смута" - интересно, да?), суровые русские властители переориентировались на экспорт зерна. И - странное совпадение! - аккурат с этого времени начали присоединять Среднюю Азию, а потом и плодородные южные области.

Чуть не забыл - до шкурок наши герои торговали рабами. Для чего и устраивали всякие походы. Своих, кстати, тоже продавали чужакам. Деньги не пахнут...

Наша элита не понимает, как это - производить? И она привыкла, что все деньги от любого экспорта всегда идут ей. Ну, ещё тесно афилированным с нею охранно-силовым структурам - чернь ведь надо держать в узде. А наука, образование, культура, медицина, и прочие социальные программы финансировались всегда по остаточному принципу. Ведь своё, кровное отрывают!

Развитие идёт, когда все этого хотят, когда оно является свойством общества как единого организма. Если же любому учёному ставят палки в колёса, если каждую копейку, истраченную на науку, как от сердца отрывают - то развития не будет.

На высшую власть, монополизировавшую все ресурсы, завязано всё. Например - власть судебная. Почему у нас суд ВСЕГДА принимает сторону следователя? Потому что тот порядочнее, ему доверия больше? Вовсе нет. И суд, и следователь, в конечном счёте, обслуживают интересы власти. Они принадлежат к одному сословию, кормятся из одной кормушки.

Власть представила дело так, будто все контролируемые ею ресурсы - шкурки, лес, титан, алмазы, нефть, газ - она добыла сама. И теперь вольна нас всех одаривать остатками с барского стола. Она и сама не верит, что всё это создали мы. Поймали каждую белку, выкачали каждый бочонок нефти...

Полагаю, ни для кого не будет секретом, чью сторону всегда держала святая Христова церковь... Конечно, сторону власти, как и призывал Христос;) Вернее - сторону того, кто больше всех жертвует. Властная и церковная элиты очень быстро смекнули, что Спаситель-то Спасителем, а материальные интересы у них обеих общие...

Теперь вы хорошо понимаете, каково это - изменить систему и даже психологию, которая формировалась чуть не 1000 лет? И изменить тогда, когда ей ещё ого-го есть чего продавать? Ладно бы нефть и газ кончились...

Это практически неразрешимая задача. Да ей никто никогда и не занимался. Плетью обуха не перешибёшь...Скажу более - за два столетия науки на Руси никто так и не создал убедительной теории, во что всё это трансформировать. Чтобы развитие началось. Но вернёмся к нашим баранам.

Некое ощущение неясности критериев возникает потому, что мы не видим отчётливо, но внутренне чувствуем: у нас есть непримиримое противоречие сословия, завязанного на "трубу" и сословия, заинтересованного в развитии. Казалось бы: мы все поголовно за развитие. Нищая, немногочисленная, слабая интеллигенция - однозначно да.

Однако есть ещё могущественное сословие чиновников, которые "за" только на словах. А на деле они против всякого развития. И они всегда были против. Потому что оно угрожает их насиженным местам. В современном развивающемся обществе чиновник уже не будет просто кормиться со своего места, руля финансовыми потоками да точно исполняя команды высшего. Там будет всё другое. Точный функционал... Ему там не будет места.

Чиновники могут поддерживать только экстенсивное развитие. Чтобы баррелей было всё больше - без разницы, со шкурками или с нефтью. Тогда они не потеряют свои места. Поэтому Россия так и расширилась))) Поймите, наконец: ВСЯ чиновничья пирамида препятствует нашему развитию! От последнего клерка до помощника президента... Она несовместима с развитием в принципе. Слишком разные интересы.

К чиновникам, как ни странно, примыкает... 86% населения России. Они привыкли слушаться чиновников. Они 600 лет обслуживали их экспансию в Сибирь. Они ловили для них белок и соболей. Они помогали им захватывать рабов. Они привыкли смотреть своим господам в рот и с придыханием рассуждать об их величии. Они так и называли их - сначала ""Великий Князь", потом "Великий Государь", ещё потом - "великий Путин" или, там, Сталин... Пардон, наоборот. Они и не "за" и не "против" развития - оно им просто не нужно. Оно как бы вне их. Как и 500 лет назад, им нужны дешевые подачки от властей. Соболиная шуба с барского плеча.

Черни нужны разве что результаты развития. Удовольствие от жизни. А участвовать в нём, рисковать, напрягаться, учиться, изобретать - кишка тонка.

Так вот: у нас в обществе нет даже минимального консенсуса, согласия между сословием, заинтересованном в развитии, и этими двумя мощными консервативными силами. С кем пойдёт Россия? Делаю временное предположение - за тем, кто сильнее.

Если нам нужно развитие, то придётся слушать интеллигенцию. И вытирать ноги о чиновников и простонародье. Нам надо создавать совсем другую культуру. Самое же главное - сломать эту чиновничью махину, созданную на торговле рабами, развившуюся на торговле шкурками и ныне завязанную на экспорт нефти и газа. Нам надо развивать открытость и гласность. Бороться со взятками. Надо развивать институт частных инвесторов. Подавить рейдерство и свояченичество. Принять законы против них - причём суровые. Нужно насаждать в обществе неслыханные идеалы порядочности, чести, образованности и достоинства. Нужно вытравливать всё привычное железной рукой. Нужно платить совсем другие зарплаты воспитателями, учителям и учёным. Сделать эти профессии престижными в обществе.

Почему воспитателям? Потому что навык к учению, внимание и терпеливость надо прививать начиная лет с 3-4-х. Вовсе не нужно, чтобы ребёнок в 4-5 лет умножал двузначные числа. Нужно, чтобы он любил учиться. Читал с наслаждением. Упивался, овладевая знаниями. Чтобы обучение органично встраивалось в развитие его души.

"Интенсивное развитие логических способностей" - не самое главное. Главное - мотивация. Любовь к получению знаний, подкреплённая общей атмосферой в обществе. В обществе должны ценить учёность, а не баррели с нефтью. Любые конкретные знания - вторичны.

Если же мы сосредотачиваемся на интеллектуальном развитии как таковом, в отрыве от того, КАК встретит нашего супер-развитого подростка общество (до сих пор завязанное на баррели и шкурки), то, боюсь, всё будет не просто безрадостно, но печально. Ребёнка ждёт кризис и разочарование. Если его, конечно, с самого начала не готовили к эмиграции. Постоянно сызмальства не твердили ему: "скоро ты вырастешь, и уедешь из этого говна". Особо благотворен таковой настрой молодёжи для тех, кто здесь остается. Когда самые умные уедут, оставшиеся будут себя очень позитивно чувствовать...

Бойтесь слишком сильно развивать своих детей, господа! Если вы желаете им счастья - растите их как нормальных...

Логика ведь тут очень простая. То, чем мы обладаем, на самом деле, обладает нами. То, что мы в себе развили, будет требовать реализации. Если спортсмен перестанет тренироваться, его хватит удар. Если ребёнок интеллектуально более развит, чем сверстники - то он должен найти возможности пристроить эту развитость. В обществе эти возможности должны быть - как бы сказать поточнее? - наготове. Вот как это сделано в Америке. Если ты хорошо развит - всегда найдётся частный фонд, который оплатит и твоё образование, и подберёт тебе место... Потому что Америка вся заточена не на экспорт ресурсов, но на развитие. Один Гугль сколько приносит! Это вам не шкурки продавать...

Мотивация - самое главное. А для этого все окружающие должны гореть огнём знаний. Вся атмосфера в обществе. Все должны радоваться успеху. Подталкивать вперёд. И так всё время, и в ВУЗе, и потом в НИИ или на производстве. Вся система должна быть переориентирована не на прибыль и шкурки, а на поощрение творчества, открытие нового. Ну, и легкость внедрения, само собой.

Интеллект должен стать самоценностью. Интеллигенция должна стать самым влиятельным сословием. Иметь своих представителей в Парламенте. Лобби в администрации главы государства. Президент Академии Наук должен открывать высочайшую дверь ногой.

Если же мы собираемся быть только сырьевыми придатком - то нефиг рассуждать о развитии.

Отсюда - и разные программы образования. Если Россия собирается стать развитой страной, то следует изучать фундаментальные и гуманитарные науки. Следует уменьшить развлекательность в обучении в пользу усердия и дисциплины. Отсюда понятно, как оценивать труд преподавателя. Чего он добился? Сколько специалистов выпустил?

Что мы имеем сейчас? Вот, выучил университет химика. Или биолога. Или математика. А он пошёл работать в банковскую сферу. И как тогда оценивать труды его преподавателей? Они достигли своего? И к чему тогда дискуссии о критериях оценки, когда большинство выпускников всех ВУЗов с удовольствием устроились бы в экспортные нефтяные конторы да банки? И чё там с развитием, если они только туда и устраиваются? Надо смотреть не на то, что там формально изучили, а конечный результат. Каким специалистом человек стал. Он ведь в обществе будет трудиться прежде всего как специалист, а не как ученик.

Тут ведь главный вопрос не в деньгах - совсем в другом. "А судьи кто?" С чего бы качество работы преподавателя должны ценить (и оценивать) люди, только и думающие, чего бы продать на экспорт? Со временем - я вам обещаю! - станут продавать учеников. Рабство ещё вернётся, вот увидите. Пусть и в более изящной, продвинутой, совершенной форме - оплатой за хорошо выученную голову. За выезд будут платить и с той, и с другой стороны.

Если же мы готовим молодёжь на экспорт... ну, вы сами уже поняли.

...Конечно, я здесь многое упростил. Но было нужно ухватить самое главное, расклад в целом. Понять, кто есть кто. И в чём заинтересован. Так вот: наша элита не заинтересована в развитии. Если понадобится - она продаст нас всех.

https://www.facebook.com/groups/687794845484760/

Лебедев Игорь, kot begemott

Previous post Next post
Up