(окончание)
Надежды Ленина на спешное обучение «красных спецов»
Ленин сформулировал задачу немедленного рекрутирования пусть недостаточно образованных, но выражавших лояльность к новым властям «выдвиженцев». По-видимому, он искренне верил, что для получения профессиональных знаний много времени не понадобится. Он сам проучился в университете всего три месяца, а затем повторил способ, использованный матерью, получившей права домашней учительницы, сдав экстерном экзамены по курсу гимназии (не обучаясь). Сын получил университетские «корочки» также экстерном, профессионалом-юристом стать не сумел и этим ограничил свое формальное образование. Это, видимо, давало себя знать, когда он стал требовать создать сеть учебных заведений, где можно было хотя бы примитивно подучить людей, «близких по своему умонастроению к большевикам», и надеялся, что эти люди смогут полноценно управлять любыми государственными органами, профессиональными учреждениями, заводами, фабриками, больницами и школами: «Надо поучиться у них, у наших врагов, нашим передовым крестьянам, сознательным рабочим на своих фабриках, в уездном земельном отделе у буржуазного агронома, инженера и пр., чтобы усвоить плоды их культуры».
Он горячо радовался возможности «собрать здесь несколько сот рабочих и крестьян, дать им возможность заняться систематически несколько месяцев, пройти курс советских знаний, чтобы двинуться отсюда вместе, организованно, сплоченно, сознательно для управления, для исправления тех громадных недостатков, которые еще остаются».
Формы обучения, объем и содержание предметов, именуемых странным термином «курс советских знаний», не были даже примитивно обсуждены и очерчены, все эти разговоры демонстрировали зыбкость исходных задач и утопичность надежд на подобное обучение. Были организованы краткосрочные школы и некоторым из них присвоены громкие названия «университеты» - Коммунистический университет имени Свердлова в Москве (открыт в июне 1919 года), Зиновьевский университет в Петрограде, Университет народов Востока и т. д. В 1921 году при Коминтерне (центре, созданном в 1919 году и существовавшем до 1943 года) появились Коммунистический университет нацменьшинств Запада им. Ю. Мархлевского, Коммунистический университет трудящихся Востока и Коммунистический университет трудящихся китайцев. Под патронажем ГПУ и ГРУ (Главного разведывательного управления армии) функционировали специальные курсы, приписанные к Коминтерну, готовившие шпионов-связистов и шифровальщиков (одна такая школа базировалась в Кунцево под Москвой).
Такая же наивная вера в скороспелую подготовку кадров была избрана и для становления учеными. Было решено создать Институты красной профессуры для массированного и быстрого получения армий ученых разных специальностей. Для реализации на практике этой идеи был использован все тот же Покровский. Он подготовил проект указа об учреждении Института красной профессуры (ИКП) и дал его подписать Ленину 11 февраля 1921 года. Указ гласил:
Учредить в Москве и Петрограде Институт по подготовке красной профессуры для преподавания в высших школах Республики теоретической экономики, исторического развития общественных форм, новейшей истории и советского строительства.
Установить число работающих в Институте красной профессуры для Москвы в 200 и для Петрограда 100.
Поручить Народному комиссариату по просвещению приступить в срочном порядке к организации указанных институтов.
Обязать все советские учреждения оказывать всемерное содействие Народному комиссариату по просвещению в деле скорейшей организации указанных институтов.
Затем институты красной профессуры стали расти как грибы - появились ИКП советского права, экономический, аграрный, литературы и т. п., а позже почти в каждой области были сформированы собственные (региональные) Институты красной профессуры, где срок обучения также был близок всего к одному году. Вскоре в таких университетах наряду с гуманитарными и социально-политическими специализациями были основаны и программы для наук естественно-научного профиля.
Задача воспитания новой, преданной большевистской партии интеллигенции была названа Лениным центральной на II Всероссийском съезде профсоюзов в январе 1919 года. Ленин принижал роль образованных кадров и ободрял «красных спецов-выдвиженцев», призывал их не бояться сложностей на командном поприще: «Если вы искренний сторонник коммунизма, беритесь смелее за эту работу, не бойтесь новизны и трудности ее, не смущайтесь старым предрассудком, будто эта работа посильна только тем, кто превзошел казенное образование. Это неправда. Руководить работой строительства социализма могут и должны во все большем числе рядовые рабочие и крестьяне труженики».
Программа политехнизации средней школы
В речи 31 июля 1919 года Ленин признал, что новой власти не удалось найти общий язык с учителями и что учительство представляло собой социальную группу «в громадном большинстве, если не целиком, стоящую на платформе, враждебной Советской власти».
Позже то же самое было сказано о медиках: «Представители медицинской профессии были также пропитаны недоверием к рабочему классу, когда-то и они мечтали о возврате буржуазного строя»1. Была коренным образом порушена установленная в России десятилетиями едва ли не лучшая в Европе система гимназий и реальных училищ. Понижение уровня среднего образования, несомненно, несло стране огромный вред в стратегическом плане.
Главный упор был сделан на том, чтобы за счет сокращения времени преподавания научных знаний усилить внедрение в умы молодежи большевистской идеологии и перепрофилирования средней школы на сообщение главным образом прикладных сведений.
«В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но проводником идейного, организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно осуществить коммунизм.
Ближайшими задачами на этом пути являются в настоящее время:
проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 16 лет;
осуществление тесной связи обучения с общественно-производительным трудом;
снабжение всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства;
усиление агитации и пропаганды среди учительства;
подготовление кадров нового учительства, проникнутого идеями коммунизма;
привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие Советов народного образования, мобилизация грамотных и т. д.);
всесторонняя помощь советской власти самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян (устройство библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов лекций, кинематографов, студий и т. п.);
развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей».
Несмотря на решительность написанных Лениным требований, большинство из них не могло быть выполнено в силу их полной нереальности и смысловой утопичности. Он, видимо, совершенно не представлял себе масштабы сложности и многообразности политехнического образования, когда требовал, чтобы учащиеся средней школы смогли получить и «общие знания» (а что это такое?), и теорию и практику «всех главных отраслей производства». Еще более нереальными были надежды на массовое «самообразование и саморазвитие рабочих и трудовых крестьян через устройство библиотек, школ для взрослых, народных университетов, курсов лекций». При этом он надеялся совместить повседневную деятельность рабочих заводов и фабрик и крестьян на селе (их «общественно-производительный труд») с обучением. Столь же утопическим было обещание переложить на государство задачу «снабжения всех учащихся пищей, одеждой и учебными пособиями». Этого никогда не удалось осуществить, потому что у государства не было ресурсов для этого ни тогда, ни в последующие десятилетия. По той же причине такая надежда вообще не была претворена в жизнь ни в одном государстве в мире.
Следует обратить внимание на пункты четвертый и пятый в ленинской программе - подготовку тех, кто будет способен сместить учителей с их позиций в школе. Он считал, что большинство учителей не поддерживают драконовские порядки, установленные большевиками, и потому предлагал внести в Программу РКП(б) специальный пункт «о необходимости дальнейшего развития самодеятельности рабочих и трудящихся крестьян в области просвещения, при всесторонней помощи советской власти» и даже выделить в качестве самостоятельной задачи «окончательное овладение не только частью или большинством учительского персонала, как сейчас, а всем персоналом в смысле отсечения неисправимо буржуазных контрреволюционных элементов и обеспечения добросовестного проведения коммунистических принципов политики».
В целом все восемь пунктов, перечисленных Лениным в его программе, были далеки от практического внедрения. Он, видимо, не понимал, что задача создания «красных специалистов» гораздо труднее, чем всё, что удалось сделать молодому коммунистическому правительству до сих пор, но был непоколебимо убежден в том, что эта задача будет решена в отводимые им для этого сроки: «Мы абсолютно уверены в том, что если мы в два года решили труднейшую военную задачу, то мы решим в 5-10 лет задачу еще более трудную: культурно-образовательную и просветительную».
Требования коренного изменения высшей школы
Ленин также ставит задачу коренного изменения приема студентов в университеты. Хотя в популярном лозунге коммунистов было обещано «каждому по способностям», вместо того, чтобы призвать учиться в университетах всех, проявлявших наибольшие к этому способности, Ленин потребовал изменить правила приема в вузы. В проекте «О приеме в высшие учебные заведения РСФСР» он пишет 2 августа 1918 года: «Комиссариату народного просвещения подготовить немедленно ряд постановлений для того, чтобы… были приняты самые экстренные меры, обеспечивающие возможность учиться для всех желающих, и никаких не только юридических, но и фактических привилегий для имущего класса не могло быть. На первое место безусловно должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии».
В тот же день Совет народных комиссаров принимает ленинский проект как постановление, обязательное к исполнению в стране. Через четыре дня его публикуют «Известия ВЦИК». То, что среди детей имущих граждан и представителей интеллигенции могли оказаться юные платоны и быстрые разумом ньютоны, способные принести пользу и прославить свое отечество, благо это и их отечество, а не только рабочих и крестьян, новую власть не волновало.
При этом Ленин не переставал указывать подчиненным, что тех, кто получает зарплату от государства, нужно непрерывно проверять, не являются ли они скрытыми антиподами властям: «Вероятно, немалая их часть получает у нас даже государственные деньги и состоит на государственной службе для просвещения юношества, хотя для этой цели они годятся не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста», - пишет он.
В речи «Задачи союзов молодежи» он, правда, примитивно делал упор лишь на одном достижении технической мысли - электричестве: «Коммунистического общества нельзя построить, если не возродить промышленности и земледелия… на современной, по последнему слову науки построенной основе. Вы знаете, что этой основой является электричество, что только когда произойдет электрификация всей страны, всех отраслей промышленности и земледелия, когда вы эту задачу освоите, только тогда вы для себя сможете построить то коммунистическое общество, которого не сможет построить старое поколение… Без привлечения всей массы рабочей и крестьянской молодежи к этому строительству коммунизма вы коммунистического общества не построите».
Он убеждал слушателей, что до коммунизма рукой подать, каких-нибудь 10-20 лет. В частности, заканчивая свою речь на III съезде Коммунистического союза молодежи, он заявил: «Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя рассчитывать на то, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество, и само будет строить это общество. И оно должно знать, что вся задача его жизни есть строительство этого общества… И вот, поколение, которому теперь 15 лет и которое через 10-20 лет будет жить в коммунистическом обществе, должно все задачи своего учения ставить так, чтобы каждый день в любой деревне, в любом городе молодежь решала практически ту или иную задачу общего труда, пускай самую маленькую, пускай самую простую».
Хотя в этой речи Ленин утверждал, что полпути до коммунизма уже пройдено (вспомним более поздние аналогичные словоговорения Н. С. Хрущёва), он отчетливо понимал, что одной «критикой буржуазии», одним «развитием в массах ненависти к ней» грядущие полпути не одолеть: «Вы должны построить коммунистическое общество. Первая половина работы во многих отношениях сделана, старое разрушено… Расчищена почва, и на этой почве молодое коммунистическое поколение должно строить коммунистическое общество».
Этими призывами «кремлевский мечтатель», как его метко назвал Герберт Уэллс, подхлестывал «энтузиазм» плохо образованных «выдвиженцев». Но мечтателям и мстителям не удалось построить коммунизма.
Валерий Сойфер,
советский и американский биофизик,
молекулярный генетик и историк науки,
докт. физ.-мат. наук, профессор
1 Надо заметить, что Ленин не жаловал и врачей-большевиков. Так, в ноябре 1913 года, когда у него еще были добрые взаимоотношения с Горьким, жившим на Капри (Горький активно помогал деньгами Ленину в ту пору), он послал из Кракова письмо Горькому с такими строками: «Дорогой Алексей Максимыч! Известие о том, что Вас лечит новым способом „большевик“, хотя и бывший, меня ей-ей обеспокоило. Упаси боже от врачей-товарищей вообще, врачей-большевиков в частности! Право же, в 99 случаях из 100 врачи-товарищи „ослы“, как мне раз сказал один хороший врач. Уверяю Вас, что лечиться (кроме мелочных случаев) надо только у первоклассных знаменитостей. Пробовать на себе изобретения большевика - это ужасно!! Только вот контроль профессоров неапольских… если эти профессора действительно знающие… Знаете, если поедете зимой, во всяком случае заезжайте к первоклассным врачам в Швейцарии и Вене - будет непростительно, если Вы этого не сделаете!»
Цитированная литература
Первоначально анализ отношения Ленина и Сталина к интеллигенции был проведен в работе, выполненной при изучении всех томов их собраний сочинений (4-е издание для Ленина и 1-е издание сочинений Сталина). В результате в конце 1970-х годов была написана работа «Как Ленин и Сталин любили нашу интеллигенцию», тщательно оберегавшаяся от КГБ. Краткий очерк работы вошел в главу 6 книги автора «Власть и наука» (изд. «Эрмитаж», Tenafly, N. J., США, 1989), а затем в статью автора «Ленин и интеллигенция», журнал «Проблемы Восточной Европы», Вашингтон (США), 1990, № 29-30, стр. 240-277.
Ленин В. И. Задачи русских социал-демократов. Полное собрание сочинений в 55 томах (ПСС), 5-е изд., М.: Издательство политической литературы, 1967, т. 2, стр. 439-440.
Ленин В. И. По поводу одной газетной заметки. ПСС, т. 2, стр. 425-430.
Там же, стр. 452-453, 453-454 и 456.
Ленин В. И. Соловья баснями не кормят. ПСС, т. 9, стр. 161.
Ленин В. И. Проекты резолюций III съезда РСДРП. Резолюция 4. Резолюция об отношениях между рабочими и интеллигентами в социал-демократической партии. Сочинения, 4-е изд., М.: ОГИЗ-Политиздат, т. 8, стр. 170.
Ленин В. И. Письмо А. А. Богданову 10 января 1905 года, ПСС, 5-е изд., т. 47, стр. 6.
Ленин В. И. О хороших демонстрациях пролетариев и плохих рассуждениях некоторых интеллигентов. ПСС, т. 9, стр. 142.
Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Там же, т. 12. стр. 102.
Ленин В. И. Государство и революция. Там же, т. 33, стр. 89.
Там же, стр. 26.
Там же, стр. 101.
Там же.
Бухарин Н. И. Речь на траурном заседании Пленума Моссовета памяти тов. Дзержинского. Газета «Известия», 24 июля 1926 года, № 168 (2799), стр. 2.
Ленин В. И. Успехи и трудности советской власти. 1919. Цит. по: Молотов В. М. О высшей школе. Журнал «Вестник АН СССР», 1938, № 5, стр. 8. См. также ПСС, т. 38, стр. 54.
Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 года. ПСС, т. 37, стр. 77.
Ленин В. И. Собрание партийных работников Москвы 27 января 1918 года. ПСС, т. 37, стр. 221.
Ленин В. И. VIII съезд РКП(б) 18-23 марта 1919 года. Отчет Центрального комитета 18 марта. ПСС, т. 38, стр. 145.
Рагинский М. Ю. Всероссийская чрезвычайная комиссия. Большая советская энциклопедия (БСЭ), 3-е изд., М., 1971, т. 5, стр. 456.
Лацис (Судрабс) М. И. Два года борьбы на внутреннем фронте. М.: Гос. изд., 1920.
Против смертной казни. Сборник под ред. Гернета. СПб, 1907; Загоскин Н. П. Очерк истории смертной казни в России, СПб, 1892; см. также его лекцию: Известия и ученые записки Казанского университета, 1892, № 1; Кистяковский. О смертной казни. 2-е изд., СПб, 1896.
Горький М. К демократии. Газета «Новая жизнь», 7 (20) ноября 1917 года, № 174. Цит. по: Горький М. Несвоевременные мысли, статьи 1917-1918 гг. (составление, введение и примечания Г. Ермольева). Editions de la Seine, Paris, 1971, стр. 102-104.
Горький М. Несвоевременные мысли. Газета «Новая жизнь» 19 декабря 1917 года (1 января 1918 года), № 205. Цит. по: Горький М. Несвоевременные мысли, статьи 1917-1918 гг. см. прим. (18), стр. 134.
Короленко В. Г. Из дневников 1917-1921 гг. Перепечатано в сб.: Память. Исторический сборник. Вып. 2, Москва 1977 - Париж 1979, YMCA-Press, 1979, стр. 376-410.
Опубликовано в газете «Голос России» 18 апреля 1922 года. Цит. по: Мельгунов С. П. Красный террор в России. Нью-Йорк: изд. Brandy, 1979, стр. 89.
Ленин В. И. Проект Программы РКП(Б). Отчет Центрального Комитета. ПСС, т. 38, стр. 143.
Ленин В. И. Задачи Союзов молодежи. Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 года. ПСС, т. 41, стр. 305.
Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения в двух томах, 1948, стр. 479.
Ленин В. И. Собрание партийных работников Москвы 27 ноября 1918 года. I. Доклад об отношении пролетариата к мелкобуржуазной десократии. ПСС, т. 37, стр. 222-223.
Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина, ПСС, т. 37, стр. 196.
См. (29), стр. 221.
Там же.
Там же, стр. 222.
Ленин В. И. Речь на II съезде Советов народного хозяйства 25 декабря 1918 года, т. 37, стр. 400.
Ленин В. И. Заседание Петроградского совета 12 марта 1919 года. ПСС, т. 38, стр. 6.
Ленин В. И. VIII съезд РКП(б). 3. Доклад о партийной программе 19 марта. ПСС, т. 38, стр. 167.
Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. ПСС, т. 45, стр. 33.
Ленин В. И. О кандидатуре М. И. Калинина на пост председателя ВЦИК. ПСС, т. 38, стр. 211.
Ленин В. И. Заседание Петроградского совета. Ответ на записки. ПСС, т. 29. стр. 18.
Горький М. Несвоевременные мысли, газета «Новая жизнь» 22 марта (4 апреля) 1918 года, № 59 (274).
Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению, 28 августа 1918 года. ПСС, т. 37, стр. 77.
Дукельский М. П. Открытое письмо специалиста. Цит. по статье Ленина «Ответ на открытое письмо специалиста“. ПСС, т. 38. стр. 218-219.
Там же.
Там же.
Ленин В. И. Великий почин (О героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников»). ПСС, т. 39, стр. 19.
Ленин В. И. Ценные признания Питирима Сорокина. ПСС, т. 37, стр. 195-196.
Дегтярев. О высшей школе. Газета «Правда», 1 декабря 1918 года, № 261, стр. 2.
Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению. ПСС, т. 37, стр. 77.
Ленин В. И. Собрание партийных работников Москвы 27 ноября 1918 года. I. Доклад об отношении пролетариата к мелкобуржуазной десократии. ПСС, т. 37, стр. 221.
Цит. по: Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М.: Вече, 2000.
Горький М. Несвоевременные мысли. Газета «Новая жизнь» 22 февраля (9 марта) 1919 года, № 48 (263). Цит. по: Горький М. Несвоевременные мысли, см. прим. (22), стр. 173.
Горький М. Там же, 9 апреля (27 марта) 1918 года, № 62 (277). Цит. по: Горький М. Несвоевременные мысли, см. прим. (22), стр. 193.
Горький М. Там же, 1 июня (19 мая) 1918 года, №105.
Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому, см.:. ПСС, т. 51. стр. 48. См также стр. 205.
Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. Там же, т. 45, стр. 24.
Ленин В. И. Письмо Н. П. Горбунову 21 февраля 1922 года. ПСС, т. 54, стр. 286.
Коган Л. А. «Выслать за границу безжалостно» (новое об изгнании духовной элиты). Журнал «Вопросы философии». 1993. № 9, стр. 61-84. В примечании 127 к 45-му тому Полного собрания сочинений Ленина указано, что он работал над дополнениями к Уголовному кодексу несколько дней.
Ленин В. И. О значении воинствующего материализма. Журнал «Под знаменем марксизма», 12 марта 1922 года, № 3. См. также ПСС, т. 45, стр. 201-210.
Ленин В. И. ПСС, т. 45, стр. 286.
Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, М., 1922, № 15, 1 июня, ст. 153, стр. 202-239.
Цит. по: Ленин В. И. ПСС, т. 45, стр. 189.
Цит. по: kmkspb.ru/content/view/200/123/
Цит. по фрагменту из книги воспоминаний М. А. Осоргина (Ильина) (1878-1942) «Времена», Париж, 1955, стр. 180-185. Фрагмент включен в кн.: Хрестоматия по истории России. 1917-1940 (под ред. проф. М. Е. Главатского), М.: изд. АО «Аспект Пресс», 1994, под названием «Как нас уехали», стр. 265-268.
Цит. по: Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г. Хрестоматия по истории России, изд. «Велби», 2002, стр. 266.
Ленин В. И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 января 1919 года, ПСС, т. 37, стр. 424.
Ленин В. И. Успехи и трудности советской власти. ПСС, т. 38, стр. 59.
Ленин В. И. Государство рабочих и партийная неделя. ПСС, т. 39. стр. 226.
Ленин В. И. Речь перед слушателями Свердловского университета, отправляющимися на фронт, 24 октября 1919 года. ПСС, т. 39, стр. 239.
Ленин В. И. VII Всероссийский съезд Советов. 3. Речь в организационной секции 8 декабря. ПСС, т. 39, стр. 431.
См.: Бобренев В. За отсутствием состава преступления, М.: АСТ «Олимп», 1998, стр. 230.
Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства № 2. 21 февраля 1921 года. ПСС, стр. 83.
Ленин В. И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919 года, ПСС, т. 39, стр. 132.
Ленин В. И. Речь на II Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда 1 марта 1920 года. ПСС, т. 40, стр. 188-189.
Впервые напечатано в 1934 году в Ленинском сборнике. Цит. по: ПСС, т. 48, стр. 224.
См. прим. (73).
Ленин В. И. Проект Программы РКП(б). В области народного просвещения. ПСС, т. 38, стр. 431-432.
Там же, стр. 118.
Ленин В. И. Речь на III Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 25 февраля 1920 года. ПСС, т, 40, стр.165.
Ленин В. И. О приеме в высшие учебные заведения РСФСР. ПСС, т. 37, стр. 34.
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи (Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 года). ПСС, т. 41, стр. 305.
Там же, стр. 307.
Там же, стр. 317.
Там же.
Ленин В. И. Итоги партийной недели в Москве и наши задачи. ПСС, т. 39, стр. 233.
Ленин В. И. В 39-м томе 5-го издания Полного собрания сочинений Ленина такая характеристика интеллигентов встречается около 30 раз.
Ленин В. И. VIII Всероссийская конференция РКП(б). Политический доклад Центрального Комитета 2 декабря 1919 года. ПСС, т. 39. стр. 342-363
Ленин В. И. Проект тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики. Постановление ЦК РКП(б) от 12 января 1922 года, раздел «Профсоюзы и спецы». ПСС, т. 44, стр. 350-351.
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Речь на Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 года. ПСС, т. 41, стр. 312.
Ленин В. И. Речь на II Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда. ПСС, т. 40, стр. 189.
Ленин В. И. Речь на сессии ВЦИК IX созыва 31 октября 1922 года. ПСС, т. 45, стр. 251.
https://trv-science.ru/2018/10/05/lenin/