(окончание)
С эпохи Великих реформ начинается новый период в жизни Ордена. Миросозерцательные учения выработаны, души орденских людей горят огнем пламенной веры, рыцари-монахи жаждут жертвы и подвига. Орден идет в крестовый поход в народ: уводить души простых людей от Империи - взрывать ее основы. Под «хождением в народ» мы обычно понимаем поход народников-революционеров в 70-х годах в народный массы для поднятия вооруженного восстания. Но такое понимание ограничено и неверно. Вся жизнь Ордена с эпохи Великих реформ и до Великой войны - крестовый поход в народ. Отряд за отрядом и поколение за поколением идут монахи-воины в народные низы - подымать народный массы на Империю. Но, при этом, только немногие передовые отряды ведут против Империи вооруженную борьбу и организуют народные массы на восстание. Основные кадры идут в народ для мирной работы просвещения. Орден знает, что победить Империю, пока она опирается на народные массы, невозможно. И что подымать народные массы на восстание, не уведя души людей, бесцельно.
Вот почему, посылая свои передовые отряды на революционную борьбу с властью, свои основные кадры Орден отдает на мирную работу просвещения народа - увода душ. Но увести души людей голой проповедью Учения невозможно. Учение без дел мертво. Нужно жить с народом его жизнью, страдать его страданиями и, помогая ему в его ежедневной борьбе за существование, передать ему свет истины. Тогда народ поймет правду Учения и пойдет за Орденом. Потому крестовый поход Ордена в народ - грандиозный подвиг культурного строительства. Вся народная культура последнего пятидесятилетия - его творение: школа, книга, медицина, агрономия и кооперация. Творя народную культуру, организуя народ в хозяйственные объединения, Орден уводит за собой души. И действительно: результаты его мирной работы в народе для Империи смертельны. Класс за классом, русский народ уходит от Империи и становится на сторону Ордена. Еще в первую половину 19 века в Орден ушли лучшие люди из дворянства. То, что осталось, было мертво. Во второй половине 19 века то же происходит с купечеством: живые и талантливые уходят в Орден. Еще деды были коренными имперскими людьми; еще отцы крепко держались за традиции. А уже дети становятся в ряды Ордена; или, оставаясь в сословии, наполняют его орденским духом. Этим в значительной мере, объясняется то, что в России так и не образовался класс буржуазии. Буржуазное сознание и орденский дух несовместимы. В последнее десятилетие 19 века начинается завоевание Орденом городского рабочего класса. Завоевание проходит бурно и стремительно. Орден бросил в рабочий класс свои лучшие силы; городская культура подготовила городских рабочих к легкому восприятию орденского учения. 9 января 1905 года последняя монархически чувства в душах рабочих были расстреляны... В русско-японскую войну и в первую революцию происходит революционизирование крестьянства. Крестьянство десятилетия ждало от Империи царской милости - земельного передела. Потеряв веру в Империю, оно отдало душу Ордену. Так класс за классом, русский народ переходит от Империи к Ордену. К началу Великой войны переход закончен: за Империей уже не стоит ни один класс. Неудачи войны уводят от нее последние одинокие души. Вот почему, когда вспыхнула революция, для свержения монархии не понадобилось ни вооруженной борьбы, ни крови. Империя не оказала никакого сопротивления: ни один человек не встал на ее защиту. В грандиозной Империи носитель самой могущественен власти на земле - русский Император чувствует себя одиноким, как в пустыне. «Кругом измена и трусость, и позор», -- записывает он в своем дневнике 2 марта 1917 года. Вековая борьба между Империей и Орденом кончена. Империя побеждена, - Империя пала не потому, что она разоряла страну и разрушала ее государственную мощь; и не потому, что она насиловала народ. Она пала потому, что народное сознание разошлось с имперским бытием; потому, что душа народа ушла от нее. В падении Империи политическая и вооруженная борьба сыграла свою роль. Но это - роль ограниченная и подчиненная. В основе великой борьбы между Империей и Орденом - борьба духа. Победил Орден, ибо он увел за собою души. Таковы уроки истории.
Показания прошлого обязательны для понимания настоящего и предвидения будущего. Нельзя Империю сравнивать с советским строем и нельзя Орден считать обязательной формой организации сил для борьбы за новое освобождение России. Но, все-таки исторический анализ борьбы между Империей и Орденом должен многому нас научить и удержать от многих ошибочных шагов и оценок. Неправильно наше обычное представление о большевицкой власти, как о власти небольшой группы злых и корыстных людей, опирающихся на голую силу и разоряющих хозяйственную и государственную мощь России. Большевики - могущественная секта, обладающая целостным миропониманием и фанатически верующая в правду своего учения. Большевицкая власть - новая лжетеократия или, если хотите, «сатанократия». Когда большевики в 1917 году захватили государственную власть, они опирались на широкое сочувствие народных масс. При выборах в Учредительное собрание они получили 25 проц. голосов. В самом Учредительном собрании, вместе с левыми С. Р., мало от них отличными, они насчитывали больше трети депутатов. Но и остальные народные массы, голосовавшие за социалистические партии с. р. и с. д., были заражены большевицким духом. Кто имел общение с массами в годы революции, сомневаться в этом не может. Надо иметь мужество признать, что весь русский народ в 1917-18 году был охвачен революционным безумием. - Неправильно также думать, что теперь, когда революционная буря стихла, большевики потеряли всякие корни в народе. Большевики-блудные сыны Ордена и отлично знают, что власть может держаться только на душах людей. Поэтому 12 лет своей власти они употребили больше всего на воспитание душ. Все молодое поколение - застигнутые юными революцией и родившиеся в советском строе - воспитаны большевиками: от люльки - октябрин-крестин - через советскую школу и до вхождения в жизнь. Даже те, которые ненавидят советскую власть, насквозь пропитаны ее духом - в быту, привычках и воззрениях: на Бога, мораль, семью и любовь. Вглядитесь в лица молодых советских граждан, вчитайтесь в советскую художественную литературу - и то, и другое не обманывает - и выубедитесь, что это так. Но сила советской власти не только в том, что половина русского народа - более молодая, и потому более живая и сильная - получила большевицкое воспитание. Не будем себя обманывать. Советская власть держится не только на людях, потерявших совесть, и на наемниках. Она опирается на миллионные кадры дисциплинированных и слепо верящих в правду своего учения людей - старых и юных: партийцев, комсомольцев и тонеров. На этих устоях стоит советский строй, и, пока эти устои крепки, советская власть несокрушима. Мы утешаем; себя: дисциплина в большевицких рядах падает, вера гаснет, учение превращается в мертвую догму. Все это так. Но это процесс медленный и вовсе не обязательно ведущий к гибели строя. Для свержения могущественной большевицкой власти нужны духовно противостоящие ей большие и действенные силы. - И, наконец, последнее: неверно, что большевицкая власть систематически разрушает хозяйственную мощь России. Действительно, в годы революции, гражданской войны и военного коммунизма русское народное хозяйство было разрушено до основания. Но в последнее десятилетие оно начинает медленно восстанавливаться. Процесс восстановления идет неровно: в годы нэпа он шел быстрее, в последние годы как будто остановился в главной отрасли народного хозяйства - земледелии. Но общая тенденция процесса бесспорна. И это неудивительно. Русское народное хозяйство примитивно и пластично. Его основа - поверхностная вспашка необъятной русской равнины. Все остальное - легкая надстройка. Русский народ жаждет хозяйственного устроения. При любом строе эта жажда дала бы громадный хозяйственный подъем. При большевицкой власти она дает медленное восстановление народного хозяйства, втиснутого в уродливые советские формы. Если это последнее положение недоказуемо, благодаря невозможности проверки советских статистических данных и потому оспариваемо, то вот что бесспорно: 1. Россия, даже разоренная, достаточно богата, чтобы обеспечить материальное существование советской власти и ее аппарата; 2. разорение страны не есть гарантия неизбежности падения власти: революцию делает хозяйственно крепкий и сытый народ - нищий и голодный народ легче умирает, чем борется, - Какие отсюда должны быть Сделаны выводы? - Большевики - могущественная и фанатическая секта, вынесенная к власти народной стихией и укрепившая свою власть на душах людей; хозяйственное развитие само посебе не ведет к ее падению. Потому, в основе своей, неверны воззрения антибольшевицких течений на задачи борьбы с советской властью и вырабатываемые на основе этих воззрений тактические методы. Неправы те течения, которые рассчитывают на эволюцию власти и страны - на победу жизни над догмой. Если власть эволюционирует, то только в одну сторону: более цельного раскрытия учения и более полного проведения учения в жизнь. И, если эволюционирует страна, то только в направлении более совершенного охвата всех сторон жизни советской системой. Догма, воодушевляющая секту фанатиков, держащих в своих руках власть над великой страной, оказывается сильнее обездушенной жизни. Потому тактика, рассчитанная на эволюцию строя и победу жизни, фатально обречена на бездействие и бесплодие. Действенны, но еще более безлюдны, если не вредны, те течения, которые строят свою тактику на «активизме» - революционной борьбе с властью. Власть, опирающуюся на могущественные кадры воодушевленных верою в свое учение людей, они хотят взорвать бомбами. Народ, молодое поколение которого вылеплено по образу и подобию власти, они рассчитывают поднять против власти на вооруженную борьбу. И те, и другие течения - и сторонники эволюции, и активисты - по существу своему, материалистичны: они рассчитывают на материальные (по преимуществу, хозяйственные) сдвиги жизни и материальные (по преимуществу, вооруженный) формы борьбы; они не учитывают силы идей, хотя бы и фанатически извращенных; они не знают цены духа, хотя бы и злого. Правильная тактика борьбы должна быть иной: она не должна рассчитывать на естественные сдвиги жизни, она должна быть напряженно действенной и не должна отказываться ни от каких форм борьбы: даже вооруженных. Но в основе своей она должна быть борьбой за души. Надо духовно взорвать те устои, на которых держится советское здание: миллионы душ, верующих в святость коммунистического учения. Надо изменить сознание молодого поколения - его воззрения на Бога, правду и совесть, семью и любовь. Надо очистить душу народа от соблазна, еще таящегося в ней; соблазна «нашей» трудовой власти, соблазна «нашего» советского царства. Иначе говоря, надо увести от советской власти души людей. Только та власть, которая не опирается на души, колеблется от революционных ударов. Только обездушенный строй рушится от народных восстаний, Как увести души людей от власти? Как изменить сознание народа? - Уроки прошлого должны помочь найти ответ. Наивно думать, что политическая платформа, даже самая разумная и правильная, может увести души верующих в целостное учение людей. Неправильно предполагать, что изображение ужасов насилия и голода может изменить сознание народа и отвратить его от власти. Политика - только часть миросозерцания, зажигающего души советских людей огнем веры. И разве можно строить «царство труда и народного счастья» без жертв и страданий? Надо искать иных путей к душам людей: надо господствующему миросозерцанию противопоставить свое миросозерцание, вере, воодушевляющей Современных властителей России, противопоставить свою веру и человеку, несущему власть - нового человека. Надо возобновить Орден - Орден воинов-монахов, пламенно верующих в правду Учения и готовых на жертвы и подвиг для освобождения России. И надо, чтобы новые рыцари, как их отцы и деды, шли в народ - жить его жизнью, страдать его страданиями и, освещая души людей светом Истины, уводить их за собой от власти. Тогда наступит день, когда устои, на которых стоит власть; падут, строй обездушится, и народ, руководимый Орденом, встанет против власти на борьбу. Это путь длинный, но зато единственно ведущий к цели. И это путь тяжкий - требующий громадного подъема духа и великой жертвенности. Но может ли быть иначе? Можно ли взять могущественную твердыню большевицкой власти без длительной подготовки и не идя на большие жертвы? И разве совершается что-либо великое в истории без последнего напряжения человеческих сил и воли? - Должна ли в начинающейся борьбе за освобождение России принять участие эмиграция? Может ли? - Должна и может. Эмиграция - живая часть русского народа; и судьбы их неразрывны. Строители Ордена в России имеют перед нами громадное преимущество: связь с землей и народом. Зато нам дано неоценимое благо - свобода. Этой свободой мы и должны воспользоваться, чтобы сделать ту работу, которая в России невыполнима: создание духовных ценностей - выработка целостного миросозерцания. Говоря о миросозерцании, я не думаю, что оно будет единым. В новом Ордене, как и в старом, будут различные миросозерцательные течения; но все они будут иногодуха, чем господствующее, и все будут противостоять ему. Так же, говоря оцелостном миросозерцании, я не предполагаю, что оно будет монистичным: выводить все учение о мире из одного начала. Политические и социальные программы должны быть трезвыми и практичными - определяться конкретными велениями жизни, а не отвлеченными началами идеала. И, все-таки, только те программы действенны, на которые падает свет целостного понимания мира; и только те программы способны поднять людей на подвиги и жертву, которые согреты огнем целостной веры. И еще одно можем и должны мы сделать: идти в народ - эмигрантский народ, Эмигрантские политические организаций безжизненны и худосочны, ибо не связаны с народными массами. А эмигрантские массы распылены и безпризорны. Надо идти в эмигрантский народ, чтобы организовать его экономически и культурно. И надо поднять его на большую духовную высоту, которая обязательна для него, если он хочет быть передовым отрядом в борьбе за освобождение России. Тогда духовное влияние обязательно передастся из эмиграции и на родину. И эмиграция станет центром притяжения для всех освободительных течений в России. А, когда чаша духовных сил эмиграции переполнится, тогда лучшие из нее перейдут границы: чтобы идти в родную землю - уводить души. - Долог ли путь? Когда будем у цели? - На это я могу ответить только так, как ответил Сократ путнику: иди. Путь определяется не только длиною расстояния, но и скоростью движения.
И. Бунаков.
http://www.odinblago.ru/noviy_grad/1/4/