Когда я говорю о феодальной сути интеллигенціи, я вспоминаю вотъ какое обстоятельство. Именно феодальный строй создаетъ культурныя коды и матрици. Болѣе позднія формаціи -- только развиваютъ. (Слабоматричный режимъ совѣтской азіатской тираніи блестящее тому подтвержденіе, ибо часто использовалъ феодальныя матрици -- не русскую, такъ османско-турецкую.) Интеллигенція какъ соціальная группа несетъ и развиваетъ наслѣдіе феодализма даже при томъ что зачастую антифеодально настроена . Въ дѣйствительности, она никогда не будетъ настроена и до конца буржуазно.
Знаменитая теорія Грамши о ядрѣ общества (интеллигентскомъ) , которое можетъ все общество взорвать -- это не саморисовка и не обличительство а констатація факта. Интеллигенція несетъ немало культурныхъ кодовъ , даже если она съ ними борется.
Специфичность Россіи не въ томъ, что въ ней сложился массивъ интеллигенціи, а въ томъ, что въ ней онъ значительно отдѣлился отъ массива (семейнаго) духовенства -- напримѣръ въ Сербіи или Греціи этого не случилось. Такъ вотъ: при всемъ томъ, что современное поповство проникнуто либерализмомъ изъ-за связи съ интеллигенціей, хорошо что его связь съ интеллигенціей упрочилась.
Еще болѣе хорошо то злободневное обстоятельство, что либерализмъ среди нашей поповщины "подставился" сейчасъ изъ-за дѣла объ оскверненіи Храма Христа Спасителя. Совершенно ясно, что въ нынѣшней Р. Ф. большинство простонародной публики и буржуазіи, да кстати и существенная часть интеллигенціи безотносительно вѣроисповѣданія, случись что, разтерзало-бы кощунницъ, и болѣе спокойной реакціи на произошедшее не понимаетъ. Либерализмъ (а вовсе не интеллигенція) въ этомъ дѣлѣ показываетъ свою суть, свое непониманіе (иногда преднамѣренное) древнихъ духовныхъ основаній и культурныхъ кодовъ. Здѣсь антифеодальное смыкается съ антинароднымъ и антикультурнымъ . А для интеллигенціи, безотносительно ея партійности, открывается возможность обстоятельнаго выбора.
моё
предыдущее на ту-же тему