О смыслах общественного (независимого) наблюдения

Sep 08, 2014 14:00

Начну с ответа на вопрос, зачем обществу нужно наблюдение за выборами. Основная и очевидная часть ответа: наблюдение -- способ удостовериться в правильном учете волеизъявления избирателей. Со стороны общества (независимое наблюдение) и со стороны участников электоральных состязаний (партий и кандидатов). В суровых российских условиях институт общественного наблюдения взял на себя еще одну миссию -- активную защиты волеизъявления. Такой качественный переход случился в течении последних лет в условиях роста социальной напряженности и политической активности. Это было компенсаторной реакцией общества на малосущественное влияние политических акторов в рамках регулируемой партийной системы, безынициативность и бездействие правоохранительной и судебной систем, встроенных в единую административную вертикаль с посягающими на волеизъявление фактическими организаторами выборов -- разного уровня администрациями.

Поняв потенциальную опасность данного явления, которое могло бы привести к потере управляемости (режиссируемости) электоральных процессов, властная вертикаль за последнюю пару лет совершила комплексное изменение подходов. Основная часть нарушений и противодействий нежелательным кандидатам были перенесены с дня голосования на этапы выдвижения и период агитационной кампании. Это сопровождалось многочисленными изменениями законодательства, давлением на независимые наблюдательские объединения и взращивание подконтрольных псевдонаблюдательских симулякров.

Каким в этих условиях может быть ответ со стороны общества и политической оппозиции для защиты своих интересов? Еще раз посмотрим на ситуацию через аналогию: увидев, что появился неконтролируемый игрок, научившийся довольно борзо играть в “игру”, которая ранее устраивала организующую сторону и ее потешные “команды”, организаторы предложили играть в более трудную игру, с еще большим гандикапом в сторону системных контролируемых команд. Парадоксально, но в данной ситуации стоит осознать это и научиться так же борзо играть в новую игру. Почему? Ведь тогда организаторы предложат еще более невыгодные правила? Ответ прост. Организаторы -- не боги, и общественные и экономические законы обойти они не могут. Каждое такое изменение правил аукается увеличением рисков для стабильности. С другой стороны, вынуждая играть в более сложные игры, они еще более прокачивают несистемные политические команды. Что при ситуации с ослаблением управляемости приведет к мгновенной реализации компетентностного превосходства ранее дискриминируемых игроков/команд.

Что нового в изменившихся условиях предстоит освоить независимым и оппозиционным наблюдательским сообществам (помимо способов защиты выборов в день голосования)? Не так уж и много!

Понять и осознать внутреннюю механику нынешней избирательной системы (юридический, бюрократический и динамический аспекты), научиться качественно мониторить и освещать происходящие выборы с точки зрения более полного их понимания. Понимания, включающего в себя комплексную мозаику состоящую из законодательного регулирования выборов, условий для конкурентной партийной системы, возможностей для осуществления правосудия, и деятельности избирательной ветви вертикали на всех электоральных этапах.

Теперь о том как делать, и что может сделать каждый из нас.

Прежде всего участвовать, участвовать и еще раз участвовать в любой качественной активности. Проникать в саму избирательную вертикаль, набираясь новых компетенций и внедряя основанные на законе и здравом смысле подходы. Участвуя в выездных наблюдениях. Помогая наблюдательским объединениям системно анализировать электоральные процессы и заниматься социальным просвещением в этих вопросах.

На наше счастье, все вышесказанное отнюдь не маниловщина и не утопическая программа. Независимые наблюдатели в некоторых регионах реально вгрызаются в деятельность избирательной системы. Так, в Москве около двух с половиной тысяч наблюдателей уже являются действующими членами с правом решающего голоса (ПРГ) в участковых комиссиях (всего комиссий около 3,5 тысяч). По одному хорошо знакомому мне району Москвы, могу сказать, что более трети независимых стали фактически организаторами работы комиссий в день голосования благодаря энергии, компетентности в электоральных вопросах и отсутствию этих моментов у согнанных в комиссии бюджетников и околобюджетников. Если представить, что таких будет по два человека в комиссии, можно считать, что она перешла на светлую сторону силы. Чуть сложнее проникать в территориальные комиссии, но и здесь пенетрация независимых от системы ПРГ медленно но верно происходит.

Наблюдательские объединения продолжают организовывать миссии выездных наблюдений, поддерживая компетенции защиты волеизъявления в день голосования, но и все более лучше открывая и анализируя происходящее в избирательных системах в различных регионах. Кстати, насчет электорального анализа.

И раньше были электоральные эксперты, анализировавшие как проходят выборы и писавшие аналитические отчеты. Спасибо им за их труд, ибо во многом по их работам мы в состоянии восстановить ход эволюции избирательной системы. Но, во-первых, только в последние годы благодаря вниманию и повышению электоральных компетенций у активной части общества охват аудитории, которой могут быть эти отчеты интересны, вырос на два-три порядка. Во-вторых, благодаря сохранению массового и более продвинутого интереса к выборным делам появилась возможность собирать больше информации о происходящем. А значит, делать более комплексный анализ, и более качественно информировать общество... Давая возможность играть в более сложную игру с административной вертикалью.

Взглянем с другой стороны на происходящее. Объединения и активисты, организующие общественную активность сталкиваются со разными трудностями, но часто общим рефреном присутствует констатация факта равнодушия граждан к общественной деятельности, их незаинтересованность и отсутствие в культуре смыслов активного участия в жизни общества. Это особенно видно при сравнении со странами развитой демократии, где большинство граждан почему-то не считают бессмысленным участие в нескольких общественных проектах, начиная от благотворительности и экологии, заканчивая местными инициативами по изменению/сохранению среды обитания и контролю за деятельностью институтов государства. Это достаточно серьезная история, обратная сторона которой -- отсутствие устойчивости демократических механизмов в России.

Банально, но факт, что эффективнее всего учить и мотивировать окружающих людей быть ответственными гражданами своей страны через собственный пример. Выбрать "свои" направления общественной деятельности, вырасти в этих направлениях профессионалом. Рано или поздно с твоим мнением начнут считаться. Даже власть. Как минимум, твое мнение не будет лишь одним из ста сорока миллионов. А будет весомым и востребованным. Этот подход и один из способов самореализация и реальная польза для общества.

В заключении упомяну, что желательно делать партиям и политическим объединениям в текущих условиях. Прежде всего, взращивать свои наблюдательские проекты. В реалиях сегодняшнего дня это эффективно при тесном взаимодействия с существующими наблюдательскими объединениями. При этом дополнительно задействуя свои ресурсы (медийные, материальные, юридические). Развитие и совершенствование технологических решений (желательно на основе открытых кодов и с открытым доступом к сервисам).

Партии -- это основная возможность для входа в избирательную систему (в т.ч. в ее функциональные узлы). Непарламентские партии и независимые наблюдатели могут пользоваться общими возможностями и вакансиями парламентских партий для включения в комиссии разного уровня в качестве ПРГ. Ну и конечно же, стоит заниматься практическим вовлечением своих членов и сторонников в электоральные процессы/процедуры. Например, есть круглогодичная возможность делать это через миссии выездного наблюдения (например, этим регулярно занимается движение независимых наблюдателей Сонар). Или выставлять кандидатов на низкобюджетные кампании на местные выборы, тренируя команды партийных активистов и юристов.

Выборы

Previous post Next post
Up