В обычное Донецкое утро полтора километра по Ленинскому проспекту от ОЦКБ до Горсада, с учетом пробок, занимали около 15 минут. В августе 2014 бывали дни, когда на этом промежутке я ехал в гордом одиночестве. Ни по пути, ни навстречу, ни единой машины. Или от «Москвы» до «Студгородка» и ни одной попутной. Нет пешеходов, единицы припаркованных и проезжающих навстречу машин. Как фильм «Я - легенда», только вживую.
Информационные сайты официальной украинской пропаганды иногда сообщали о том, что «в городе Донецке слышны залпы орудий». И все. Изредка сообщали сводки о погибших мирных жителях в результате обстрелов. Совершенно обезличенно, «в результате обстрела» и достаточно. Иногда, чтобы потребитель не забывал о чем речь, добавляли слово «террористов». Потребитель. Я не ошибся. Он - целевая аудитория украинских новостей. Интересующиеся могут в интернете найти множество видеороликов о том, что происходило в Донецке, но они ограничены хронометражем, и, лишь отчасти, передают картину реальности. Просто, попробуйте включить воображение и представить.
Круглосуточно, иногда с перерывами с часу ночи до 4-5 утра, работает артиллерия. Каждую минуту слышно как «прилетает» и чуть тише как «улетает». Иногда несколько взрывов в минуту, потом пару минут паузы и опять. Как прилетают, нарастающей чередой взрывов, и улетают, с суровым шорохом по небу, пакеты градов. В «мертвом» городе это все прекрасно слышно. Люди не закрывают окна, чтобы их не выбило взрывной волной. Ночуют в коридоре. В порядке вещей: «Мы перенесли кровати в коридор, а то мало ли». И так изо дня в день. Конец июля и весь август.
Если в начале июля обстрелы еще были чем-то пугающим, и народ массово бежал из Донецка, то в августе, оставшиеся уже перестали обращать на них внимание. Ты едешь на работу, идешь в магазин, смотришь дома фильм, ложишься спать, а на фоне постоянно «бах, бах, бах». Ближе, дальше, над тобой что-то пролетело, задрожал дом - ага, поближе, где-то далеко и гулко - не страшно. Нам повезло, что мы живем в географическом центре города, и рядом с нами нет никаких стратегически важных объектов, поэтому самое ближнее, что «прилетало» - примерно в километре. С офисом похуже, доставалось, можно сказать, почти во двор. Район ДК Куйбышева. Карты попаданий в сети есть.
С октября «перемирие» сошло на нет, и ноябрь с декабрем стали повторением августа, только в еще более «жестких» масштабах. Теперь стены могли задрожать после приземлений снарядов или ракет на расстоянии 3-4 километров. Летом артиллерийские системы такой мощности по Донецку не стреляли. Сотни тонн боеприпасов ежедневно. Представьте себе этот сюрр: сепаратисты ежедневно везут грузовиками снаряды и ракеты на позиции, пушки на которых развернуты в сторону города и круглосуточно стреляют по Донецку. А украинская армия стреляет по позициям сепаратистов. И так каждый день. На протяжении месяцев. Вам еще не смешно?
Поэтому, когда я читаю или слышу от кого-нибудь, о том, что сепаратисты сами себя обстреливают, и в глазах заявляющего светится искреннее непонимание, что может быть как-то иначе, то хочется утешительно погладить этого человека по голове с напутствием: «ничего, и тебя когда-нибудь вылечат».
Три стадии отрицания: Этого не может быть. Этого не может быть никогда. Тест на беременность врет. Да? Очень хочется верить, что осознание придет раньше. Но, пока вижу, что все еще огромное количество людей смотрит на две полоски на тесте, потом на свой раздувшийся за 9 месяцев живот, и верят, что рассосется само, ведь тест на беременность - врет! Он не может не врать! Смотрят и верят. Смотрят и верят. И верят. А думать? Когда же начнут думать, а не верить? А?
п.с. про минометные обстрелы, и работу диверсионных групп - тема отдельного поста.
п.п.с. позиции ВСУ под дебальцево. Отсюда сепаратисты сами себя обстреливали в Горловке и Енакиево.