Продолжаем биографию российского ЖКХ, Самары жилищно-коммунальной и места ГЖИ во всем этом мироздании.
Сегодня - про водопровод, поскольку 1) без воды - не туды и не сюды, 2) сезон дождей на носу
В общем, дело было во времена императрицы Екатерины II , которая приказал построить в Москве водопровод. Строительство было поручено генералу Бауэру. Поиски чистой воды привели к родникам недалеко от села Большие Мытищи, откуда и начали строить первый московский водопровод. Работы были завершены к 1804 году. Так был учрежден Мытищинский водопровод.
Вот две водонапорные башни московского водопровода, которые потом снесут.
Но это в первопрестольной.
А что же в Самаре?
А в Самаре - история с географией.
Изначально город
строили как военную крепость. Потому и были возведены самарские стены на возвышенном мысе левого волжского берега. Причем весьма крутого и скользкого.
В общем, взять город было непросто, но и напоить горожан волжской водой тоже. Причем пить хотелось чаще, чем приходилось отражать нападения извне. Колодцы, конечно же, были, да вот только качество воды из них оставляло желать лучшего.
Когда Самара стала губернским центром, а на вооружении пожарных появились сначала водозаливные трубы, а затем и помпы, то водовозы в случае крупного пожара просто не успевали удовлетворить потребности огнеборцев в воде.
Да и не только пить.
Как, например, потушить пожар при таких условиях? Так что без малого два века самарцы страдали от стихийных пожаров, и были перед ними совершенно беспомощны.
Гром гремел регулярно, да вот креститься начали только при губернаторе К. К. Гроте (1853 - 1860 годы).
С его подачи в Самаре появились Соборный спуск (сейчас бы он назывался "Молодогвардейский") и Заводской - так раньше называлась улица Венцека. Оба вели к воде.
И понеслось!
Водовоз, как оказалось, важнейшая профессия в дореволюционной Самаре! Особенно во время пожаров.
Боролись с ними средствами "самообороны без оружия". В 1840-х годах стали размещать по всему городу деревянные чаны вместимостью от 900 до 2500 ведер воды. Своего рода, огнетушители.
Обходились они, конечно, в копеечку. На их устройство двух больших чанов с запасом воды в 1860 году было заплачено 120 казенных рублей серебром. Но дело того стоило - и в течение последующих лет на территории города был поставлен уже 41 такой пожарный резервуар. Чем дальше от Волги и Самары - тем чаще ставились чаны.
А потом чанов перестало хватать, ибо город рос и развивался.
И тогда губернатор К. К. Грот задумался об устройстве в городе водопровода. Он лично предложил идею Самарской городской Думе, но тогдашние отцы города - в основном купцы, - сочли проект нереально дорогим.
Следующие губернаторы, господа Н. А. Замятнин, Н. П. Мансуров и Б. П. Обухов, так же собирались обустроить город водопроводом, но максимум на что хватало их энергии - на проекты и сметы.
Дальше всех пошел городской голова М. Назаров, который объявил в конце 1881 года “Конкурс на составление технического проекта устройства водоснабжения г. Самары”. К июню 1883 года на конкурс было представлено 11 проектов. 15 августа 1885 года с победителем был подписан соответствующий договор, скрепленный подписью городского главы... Нет, не Назарова, а недавно вступившего в должность Петра Алабина.
Водопровод позволял снабжать город 300 000 ведер воды в сутки. Первые ведра стали поступать на главные улицы города уже 1 октября 1886. А в первый день нового, 1887 года, водопровод длиною 27,5 километров был сдан в эксплуатацию полностью.
Благодарим
http://www.kraeved-samara.ru,
http://www.temples.ru и
http://oldsamara.samgtu.ru за полезную информацию, пригодившуюся при написании этого поста.