Я не восторженная поклонница художественной литературы. Исторические книги - ок, научные изыскания, особенно написанные языком попроще, как у Митио Каку - тоже ок. Биографии - вообще идеально.
Но тут дело особенное. Пол Фишер год назад написал, а у нас - пусть и несколько криво ("но тут у Чхве наконец истощилось терпение"), но перевели то ли роман, то ли биографию, то ли вольное сочинение на заданную документальную тему, под названием "Кинокомпания Ким Чен Ир представляет - невероятная подлинная история похищенного режиссера, его кинозвезды и прихода к власти молодого диктатора".
Не смотрите на лимонную крикливую обложку - ничего "желтого" или сильно разнузданного в книге не присутствует.
Зато имеются:
- реальная история о том, как будущий северокорейский диктатор Ким Чен Ир выкрал популярнейшего кинорежиссера из Южной Кореи в паре с местной звездой-актрисой. Как заставил их снимать патриотические байопики и поднимать Северокорейское кино. И как режиссер с актрисой, сделав все, что смогли в условиях, когда шаг вправо - расстрел, шаг влево - тоже расстрел, и, вообще, любой - шаг - расстрел, сбежали из цепких лапок Кима на родину.
- погружение в одну из самых закрытых, странных и таинственных стран мира - Северную Корею и попытка объяснить что и почему там творится - причем ладно, когда о таких материях пишут бывалые выходцы из Советского блока, у них чуйка на тоталитаризм и его повадки, а тут автором выступил совсем молоденький товарищ с цветистой биографией: Пол Фишер родился в Саудовской Аравии, рос во Франции, учился в США, работает в Лондоне, причем вообще не писателем, а независимым кинопродюсером. Он - реально фанат кино, а история про то, как Ким Чен Ир воровал кинозвезд для того, чтобы поднять киноиндустрию в стране Чучхе - его первый роман
- еще имеется кропотливая работа автора со всеми действующими лицами, до которых он только смог добраться. Книга написана по серии интервью с собственно украденными - режиссером Син Сан Оком и актрисой и его (бывшей) женой Чхве Ын Хи. Фишер также побывал в Северной Корее и, вообще, подошел к предмету очень ответственно.
Так роман это или документальное повествование? Скорее документальное, но сдобренное собственным представлением и фантазией о предмете.
Предмет же таков: Северная Корея и медленное восхождение к власти приемника Ким Ир Сена - его избалованного, наглого, вспыльчивого и подлого, но безусловно неординарного сына - Ким Чен Ира.
Последний всегда был поклонником кино и в юности даже организовал нечто под названием "Ресурсодобывающая операция №100" - под таким пафосным названием Киму со всего мира тащили фильмы, а он смотрел их и насыщался режиссерско-продюсерской мудрости.
Насытившись, Ким Чен Ир возглавил северокорейскую киностудию и превратил ее в одну из самых мощных пропагандистских машин в истории человечества. Ну, учитывая, что в КНДР телевизоры до сих пор есть не у всех, было ясно, что затея с кино по-любому выгорит - в перерыве между работой и десятилетней обязательной военной повинностью людям нужно же хоть как-то расслабляться.
Однако невозможно качественно промывать мозги, если сценаристы до смерти запуганы и тупы, техники нет, режиссеров нет, а вместо идеи у всех портрет Солнца Нации в голове. Именно поэтому в 1978 году Ким решает сделать ход конем и выкрасть у соседней Южной Кореи самого успешного режиссера с самой успешной же актрисой.
История звучит нереально и очень по-голливудски, но является чистой правдой - гиперпопулярные в то время экс-супруги Син Сан Ок и Чхве Ын Хи были похищены, помаялись по тюрьмам Северной Кореи и, в конце-концов, согласились работать во славу самой гуманной идеологии - пока она их окончательно не сгноила.
Злые языки, однако, уверяют, что режиссер Син Сан Ок и актриса Чхве Ын Хи пошли на сделку с Кимом в трезвом уме и по доброй воле, ибо их популярность на родине постепенно уменьшалась, а долги - росли, как снежный ком.
Сам Ким Чен Ир даже высказался: "Не говорите, что вы были вынуждены приехать сюда. Вы приехали добровольно. Вы хотели снимать фильмы здесь, потому что на Юге нет никакой свободы."
Украденные и похититель.
Впрочем, якобы полное наличие свободы в стране Чучхе не сильно помогло - в США вовсю снимали "Чужого" и "Терминатора", а в Северной Корее всех талантов Син Сан Ока хватила только вот на это чудо - очень рекомендую фильм "Пульгасари" 1985 года (ударение на последний слог) - Годзилла рыдает в углу, катаясь по полу в истерике - даже в 1927 году в немом кино Фрица Ланга спецэффекты были круче, чем этот резиновый костюм со стеклянными глазами, отдаленно похожий на быка с чешуей. Хотя фильм не лишен определенной трогательности и душевности, особенно в сцене, где колдунья борется с монстром-Пульгасари при помощи танца, пучка травы и белого шарфика.
Click to view
Что и в каких условиях Син Сан Ок снимал в Северной Корее, куда и почему из уже снятых фильмов пропадали актеры, как Ким Чен Ир заставлял провинившихся расстреливать собственных жен, куда он дел своего сводного брата и мачеху, зачем вообще ему было нужно кино и почему именно оно помогло Киму стать диктатором - об этом и о сотне других нереально-реальных мелочей и рассказывает книга "Кинокомпания Ким Чен Ир представляет".
А кому интересно чуть поподробнее узнать об одной из самых тайных и неоднозначных северокорейских афер - почитайте
материал на Colta.ru - это интервью с двумя документалистами-дебютантами, Россом Адамо и Робертом Кеннаном, которые сняли об этой истории фильм "Любовники и деспот", уже доступный на Netflix.