Пересекая типичный двор типичного района советской постройки нет-нет да и поймаешь себя на неудержимом желании рассовать по несущим стенам гексоген, обмотать всю эту красоту детонационным шнуром и хорошенько разровнять местность. И построить на этом пяточке что-нибудь пореспектабельней, в 45 этажей с подземным паркингом. Чувства эти можно понять - какие ещё эмоции могут вызывать серые стены, забитый автомобилями двор и заполненная битым стеклом песочница?
Но люди привыкли к своим квартирам, и расселение домов часто превращается в ад для бюрократов. А конструкции многих зданий физически ещё далеко не устарели. Так может стоит привести в порядок то что есть, прежде чем (при всей моей любви к пиротехнике) расчищать стройплощадку?
Вот, например, в Восточной Германии с советским наследием обходятся бережно:
http://zyalt.livejournal.com/419943.html#cutid1 Пора перенимать опыт. Старые дома могут обрести превосходную новую жизнь после капитального ремонта и модернизации. Оставим за скобками замену коммуникаций, утепление и установку стеклопакетов. До этого ЖЭСы додумались сами. Рассмотрим более радикальные шаги.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ins0mnis/46681215/6881/6881_900.jpg)
1. Мансарды.
Конструкция многих домов позволяет надстроить 1-2 жилых этажа из лёгких материалов. Дополнительная жилплощадь частично окупит модернизацию.
2. Крыши.
На крышах должны располагаться террасы общего пользования с патио и садами, либо крыши стоит делать двускатными. Чердачные крыши улучшат визуальное восприятие здания. На южных скатах можно смонтировать солнечные батареи (фотогальванику или водонагреватели). Ну и красная черепица, куда без неё!
3. Лифты.
Пятиэтажный дом без лифта - это издевательство. Мы, конечно, спортивная нация, но любая травма ноги, лёгочное или сердечное заболевание, не говоря уже о инвалидах и пожилых людях - и возвращение домой превращается в экзамен на краповый берет. К домам нужно пристраивать лифты. На первом этаже стоит оборудовать выход на уровень тротуара, с вызовом домофонным ключом.
4. Парковка.
Машинам во дворе не место. Во дворе место для жителей. Въезд во двор перекрывается шлагбаумом или ограничительным столбиком, опускаемым гидравликой в асфальт для проезда мусоровоза и экстренных служб. Где тогда парковаться? Сторона домов, обращённая от двора обычно отделена от дороги малообитаемым газоном. Газон и деревья это здорово, но ещё круче переместить их во двор, чтобы ими любовались жители. А за домами разметить парковку. Парковка, конечно, должна регламентироваться - ставишь машину, плати аренду. Жители вольны скинуться на шлагбаум, во избежание разбирательств с чужими машинами. Опять же, если возникнет заинтересованность и экономическая обоснованность - можно установить
независимые многоуровневые (2-4) автолифты. 5. Вспомогательные сооружения.
Трансформаторные будки, газораспредилительные пункты, бойлерные и водонасосы неплохо было бы закопать под землю. Скорее всего это потребует изменения невообразимого числа нормативных документов, но пространство лишним не бывает.
6. Мусор.
Рассадники антисанитарии и народного возмущения в виде мусорных баков стоит заменить на
подземные мусорохранилища. Это избавит от неприятного запаха и вида, допустимого для средневековья, но никак не для современного города.
7. Общественные пространства.
Кроме формальной детской площадки неплохо было бы обустроить места, привлекательные для жителей других возрастных категорий. Молодёжь с радостью займёт баскетбольные площадки и столы для пинг-понга (чем решается проблема распития пива на лавочках до приемлемого уровня). Люди старшего возраста охотно играют в домино и шахматы, если для этого оборудованы столы и скамейки.
8. Фасады.
Ну и напоследок не мешало бы покрасить фасады повеселее.
Так можно оживить хрущёвский дворик и сделать его вполне приемлемым и комфортным для жизни и соответствующим времени. Хотели бы в таком жить?