Разум и хитрость. "Чувство и разум", том второй

Apr 01, 2021 14:38

Жизнь - это не ложе из роз. Жизнь барышни из хорошего семейства 19 века не исключение. Когда все дела переделаны, розы нарезаны, букеты составлены, кошелек довязан, обнаруживается какая-то пустота существования. Заключающаяся в отсутствии романтического объекта, на котором можно сосредоточить весь опыт, полученный от чтения куртуазных романов.

Гордость в этом никак не помогает. Можно сколько угодно вздергивать нос и изрекать: я самодостаточна, женихи для счастья мне не нужны, но насколько же все становится ярким и восхитительным, если подобный объект появился на горизонте. Сколько предстоит волнительных переживаний, танцевальных вечеров, случайных встреч на природе и в церкви и прочих, официально организованных и спонтанных, мероприятий.

А потом, если все сложится удачно, знакомство перейдет во встречи в кругу друзей или семьи, и там, чем черт не шутит, состоится и обручение. Скучно не будет самым некрасивым и бедным... если повезет. Но даже красавиц в книгах Джейн Остин поджидают огорчения и разочарования.





Молодой человек окажется не тем, за кого мы его принимали. У него обнаружится пятно на репутации. Отыщется невеста, или жена, или, ой, любОвница. Или он вдруг выкинет коленце-другое, и понимай его, как знаешь. И никаких соцсетей с селфи, чтобы выяснить с кем он ездил кататься в парк, или мессенджера, чтобы спросить напрямую: вы ужо любите МЕНЯ или кого-то другого? Да и письма написать нельзя, без того чтобы вызвать неодобрения окружающих. Стыдоба-то какая! Сначала обручитесь, а потом сообщениями обменивайтесь. А как тут получить предложение руки и сердца, если не понятно, что происходит?

За претендента может развернуться борьба: незримая, неявная, и оттого с еще более непредсказуемым результатом. Если же в дело замешаны деньги, наследства c ограничительными кодицилами, то дело осложняется в разы. Ведь даже богатые люди стремятся не облагодетельствовать бедные экспонаты рынка невест и женихов (включая собственных родственников), а сохранить и преумножить собственное состояние. Деньги к деньгам!

Неприязнь со стороны родственников к жениху/невесте на фоне описанных трудностей можно расценивать как ничтожное препятствие. Если успеть добежать до канадской границы Гретна-Грин, все проблемы и сомнения новоиспеченной родни исчезнут на утро после скороспелой свадьбы. Ибо поздно уже...

Так, конспект творчества Джейн Остин, включая ненаписанное, составлен. Ничего не поделаешь, девушки того времени видели свое предназначение в удачном замужестве. Это ужасно несовременно... для нас.

Джейн Остин не была бы великой писательницей обыденности, если бы обходилась такой шпаргалкой без добавления чего-то необычного, острого. Такого, как противостояние Люси Стил и Элинор Дашвуд. Борьба хитрости с разумом - напряженная, опасная, но обернутая во столько слоев вежливости и хорошего тона, что самому придирчивому наблюдателю пришлось бы сдаться - признаки конфликта not detected.

Сложно назвать это борьбой за мужчину. Ведь ни та, ни другая, если разобраться, не стремятся получить Эдварда Феррарса. По разным причинам. Обе терпят поражение, обе переживают триумф. По разным причинам. Обе получают по заслугам и одинаково высоко ценят это. И причины снова разные.

В интеллектуальном рейтинге героинь Джейн Остин Элинор Дашвуд стоит на первом месте, значительно опережая Элизабет Беннет (второе место) в способности к анализу и независимому, непредвзятому суждению. Элинор способна видеть человека насквозь, при этом сохраняя способность относиться ко всем одинаково ровно. И в этом она превосходит все остальные характеры, созданные Джейн Остин. Ввести Элинор в заблуждение, равно как и внушить ей чье-то мнение, представляется совершенно невозможным. Такая трезвость мышления в девушке 19 лет почти невероятна. Боюсь, что писательница наделила ее мощью собственной наблюдательности и ясного ума. Но мы же не против, правда?

Соперница Элинор не так проста, как может показаться при первом знакомстве. Ее IQ тест, скорее всего, разочаровал бы нас. Кроме того, Люси поверхностная, мелкая, жадная особа. Ум она компенсирует хитростью: интригует, вводит в заблуждение, настраивает одних людей против других и создает ложное представление о собственной персоне. Люси обладает острым, почти звериным чутьем, улавливая малейшие колебания настроения тех, кто вовлечен в ее схемы. С энтузиастом НЛП-неофита она пробует свои силы в нечистоплотных психологических упражнениях над ближними и... иногда достигает желаемого.

С некоторым опозданием, мы вместе с Элинор понимаем, что знакомство Люси Стил с Элинор Дашвуд не случайно. Приходясь родственницей миссис Дженнингс, Люси невинной ромашкой появляется в обществе сестер Дашвуд. Но, как только первый секретный разговор Люси и Элинор состоялся (повергнув последнюю в изумление), причина срочного визита Люси становится очевидной. Люси сообщили в письме (очевидно, сама миссис Дженнингс), что новая соседка завоевала сердце некоего мистера Ф, Люси, сложила два и два и (даже без расшифровки полного имени молодого человека) поняла, что пустопорожняя болтовня миссис Дженнингс имеет под собой реальные основания. Люси явилась прощупать почву.

Исходя из замечательно верного принципа: держи друзей близко, а врагов еще ближе, Люси выбрала Элинор в качестве доверенного лица и поведала той о тайной помолвке с Эдвардом Феррарсом. В этом эпизоде все замечательно. Мотивы и расчеты Люси безупречны. Она достаточно наслышана о Элинор, чтобы понимать - она достойная соперница, но в то же время Люси справедливо рассчитывает, что Элинор легко сделать заложником благородства. «Открыв сердце», Люси связывает Элинор обязательствами. И в то же время обозначает границы своих претензий: он мой, руки прочь!

Не менее блестяще поведение и аналитический ход мыслей Элинор. При всей неожиданности свалившейся на нее информации, она не теряет головы. Ни на секунду она не обманута «искренностью» Люси. Ее собственный «детектор правды» подсказывает ей, что Эдвард испытывает к ней чувства, а теперь и его сдержанность нашла объяснения (вспомните, как часто Элизабет ошибалась относительно чувств молодых людей, судя по внешним признакам, и еще раз поздравим Элинор). Элинор находит в себе силы подыграть Люси с целью выяснить, как сильно влияние Люси на Эдварда.

Хотя сердце Элинор изнывает, главная причина этого - понимание, сколь недостойный его выбор он нечаянно сделал. Желание защитить его от расчетливой интриганки разбивается о невозможность вмешательства.

Люси тоже играет. Она злорадствует в душе относительно бессильного отчаяния Элинор и уверена, что вывела соперницу из игры.

К счастью, планам Люси не суждено было сработать. Во-первых, она настолько хитра, что перехитрила даже себя, во-вторых, у Люси... нет планов на Эдварда Феррарса. За время возмутительно долгой помолвки она начала тяготиться им едва ни не больше, чем он ей. Перспективы брака с ним были шаткие, вероятность, что он потеряет расположение матери, а также деньги - слишком велика. Но пусть он пока побудет в чулане, с руками за спиной и кляпом во рту.

Люси, великий комбинатор, может похвастаться и гибкостью психики, позволяющей ей пресмыкаться перед кем угодно для достижения целей, и гибкостью мышления, позволяющей ей менять планы в соответствии с ситуацией. Именно поэтому она легко поменяла одного брата на другого, которому деспотичная мамаша сдуру отписала крупную денежную сумму вместо только, чтобы продолжать шантажировать завещанием.

Почему же Люси не отказала «ни рыбе, ни мясу» Эдварду и не переключилась на его брата Роберта заранее? Да не знала она, как все повернется. Пока оставалась минимальная вероятность выйти замуж за Эдварда, она не собиралась возвращать ему слово. Но ее план по очарованию миссис Феррарс посредством Фанни рухнул, и Люси, чьи моральные принципы не стоят упоминания в связи с полным отсутствием, просто просочилась в лазейку, оставленную миссис Феррарс по недосмотру.

/Здесь я должна напомнить тем, кто, как и я, слишком часто смотрел фильм 1995 года и могут забыть, как было дело. План Люси по «внедрению» в семью Феррарс не мог сводиться к примитивному признанию миссис Феррарс при первом же приглашении погостить. Я твердо уверена, что стратегия мисс Стил была многошаговой и сложносочиненной. Вмешался случай, вернее мисс Анна (Нэнси) Стил, тупая как пробка сестра Люси. Но так как без главного виновника «слива информации», сценарист решил обойтись, то Люси Стил пришлось самой выстрелить себе в ногу. Думаю, ее оригинальное альтер-эго действовало бы куда аккуратнее, медленнее и осмотрительнее: она вполне могла предусмотреть ярость миссис Джон Дашвуд, которая столько сил потратила, чтобы держать одну змею на расстоянии, только чтобы увидеть, как другая вползла в дом./

Завершив операцию «Удачное замужество», Люси не удержалась от последнего мстительного удара. Мистификация Элинор относительно Эдварда была блестяще задумана и безжалостно осуществлена. Последняя соломинка сломала спину верблюду. Так Люси отомстила Элинор за утрату ненужного ей жениха.

Роберт Феррарс тоже посмеялся над братом, обменявшим право первородства на чечевичную похлебку. И похлебку ту тоже упустил. Обхохочешься!

Хитрость празднует победу над разумом, но ей пока невдомек, что Элинор и Эдвард не пострадали от сложной многоходовки Люси. Сдержанность Элинор сослужила той великую службу. Представляете себе Элинор в истерике с заламыванием рук каждый раз, когда расстается с Эдвардом? Обоих теперь устраивают и скромные перспективы Эдварда, и близость к остальному семейству Дашвуд, и отлучение (боюсь, только временное) от грозной мамаши Феррарс. Хитрая Люси угадала чувства Элинор к Эдварду, но Элинор не дала ей повода торжествовать открыто. Ах, добродетель сама себе награда. Indeed!

Окончание завтра.

литература, Великобритания, психология, классики, книга

Previous post Next post
Up