Когда вы проживете столько лет, сколько я, вам станет скучно писать стандартные рецензии на книги. Во-первых, потому что стандартные рецензии на известные произведения уже написаны, во-вторых, потому что открываются детали, о которых, как вам кажется, еще никто не говорил. Оригинальность идеи не обязательно подразумевает установку писательского замысла с ног на голову и разоблачение «истинных мотивов» героев. Тем более, что такие рецензии теперь тоже отошли в область «стандартных». Как, например, осуждение «антисобственнических» замашек Тоси Кислицыной или манипулятивный характер некоего Г. Чур меня!
Замахнусь я, пожалуй, на Джейн-нашу-Остин. До сих пор мне не приходило в голову писать отдельный пост про Гордость и предубеждение (ГиП), например. Ни книга, ни кино не вызывают у меня желания критиковать или даже хвалить гениальный авторский текст или теле-видение истории (моя любимая версия - ВВС 1995 года). Комментарии я, правда, охотно пишу, особенно под постами «разоблачителей».
Поэтому и сейчас я не позволю себе касаться даже чисто вымытыми (для игры на фортепьянах) пальцами этого недосягаемого эталона бытового романа о нравах знати. А возьму что-то попроще (номер два), а именно Чувство и разум (да, я настаиваю на таком переводе, ведь и Войну и мир стоило бы переводить как The War and the World, а не то второе слово на «пи»), для краткости ЧиР. И задумала я написать «в трех томах» исследование произведения, для которого Джейн Остин обошлась одним. Чтобы проявить скромность и последовательность...
Главная героиня романа - мисс Элинор Дашвуд или просто мисс Дашвуд, так как она старшая из трех сестер. Хотя больше всего действия и "страданий" выпадает на долю Марианны, второй сестры Дашвуд. Джейн Остин придерживается классического подхода: главный герой - это самый любимый писателем, тот на кого мы, девушки на выданье и прочие старые клуши, должны равняться. Так что Марианна, пусть она и моложе, и красивее, и к тому же чьи любовные отношения переживают куда большее развитие, героиня второстепенная, та, на которую мы смотрим через призму главной. С нее и начну.
Итак, Марианна, девушка с радикальными романтическими взглядами на то, как нужно жить, играть романсы, читать стихи и любить, встречает ЕГО. И все заверте...
/Сразу оговоримся, что Марианну мы не дадим в обиду и сами обижать не будем, потому что она родная сестра главной героини, а еще ей всего 16 лет, поэтому ожидать от нее мудрых поступков не стоит. Но главные ее недостатки мы ей на вид поставим./
Марианна все делает с полным погружением и отдачей. Вы никогда не задавались вопросом, как сестры Беннет, числом пять, делили фортепьяно? И как их бедный папочка спасался от головной боли от беспрестанных упражнений (я знаю, что это звучит как кощунство, но от звуков музыки МОЖЕТ болеть голова... у слушателей)?. И когда они успевали бы совершенствоваться в музыкальной науке, если помимо этого у них была куча других дел, а также завтра, обед, ужин, балы и прогулки? Правильный ответ: инструмент узурпировала Мэри, кроме нее играла, скорее всего, только Элизабет, Джейн мы ни разу за игрой не поймали! Про остальных я вообще молчу.
Сестер Дашвуд всего трое, и за место на табуретке перед фортепьяно они не борются - все квоты на игру выбрала Марианна. Ко всеобщему удовлетворению. Ей нужнее, пусть она и берет!
Монополию Марианна держит и в поэзии. Только ей одной ведомо, с каким выражением надо читать стихи. Поэтому остальные члены семьи скромно затыкаются, когда на Марианну нападает поэтический раж. Если кто-то из гостей и пытается из вежливости и по приглашению прочесть строфу-другую, и (о ужас!) делает это недостаточно пылко, разочарование Марианны будет окончательным и полным, и из книжки с потенциальными женихами кандидат будет вычеркнут решительной рукой. Мы все видели, на какое дно Марианнской впадины неодобрения опустились Эдвард Феррарс и полковник Брендон после негодного чтения (глаз не блескуч, голос не дрожит от возбуждения).
Марианна считает себя взрослым человеком со сложившимися принципами и убеждениями, которые ничто не способно поколебать или изменить. Такая «твердость заблуждений» наблюдается обычно у очень молодых людей, которые не видели жизни и поэтому легко злоупотребляют словами «всегда» и «никогда». Если вам доведется встретить человека, рассыпающего эти слова в речи (наряду с обильным употреблением местоимения «я»), а на молодого он не тянет, то можете поздравить его или ее с неувядающей юностью. Можно и вздохнуть при этом (как бы завистливо).
Главная навязчивая идея Марианны: нельзя пережить настоящую любовь дважды. Она дается только раз, и прожить ее надо так, чтобы все остальные, жалкие неудачники, позеленели от зависти. Причем на кон этого чувства желательно поставить абсолютно все: самоуважение, репутацию, сердце (путь разбивают!), судьбу и все остальное! Ведь продешевить нельзя. Да и торговаться тоже.
Марианна не терпит возражений ее теориям о любви. Помимо упомянутого принципа, она считает, что любовь непременно означает полное единение любящих душ. У них обо всем должно быть единое мнение, во всем единый вкус, на все одинаковая реакция: на поэзию, музыку и тополиный пух. Иначе это не любовь, а обман и профанация. /вот почему, когда то же самое говорил злополучный мистер Коллинз в ГиП, мы смеялись, а тут слушаем, открыв рот?/.
Узнаете типаж? «Я всегда права» сквозит в каждом слове Марианны, и самые простые из ее «истин» забиваются железобетонными конструкциями в почву ее убеждений. А более важные всегда там стояли. Ох, тяжело таким людям дается отрезвление... И к сожалению этим заблуждениям Марианны потакали окружающие. Хотя вряд ли их увещевания или даже насмешки возымели бы эффект на Марианну. Разубеждать Марианну или расширить слегка границы ее восприятия не берется никто. Во-первых, бесполезно, а во-вторых, опасно. Глядите, как она размахивает безапелляционностью, того и гляди зашибить может!
И вот эта тонкая душа встречает идеал. Лучше которого никого и представить нельзя. Прежде всего, принц прибывает верхом на коне, который может быть любого цвета, если только этот цвет - белый. К тому же он сразу берет высокую ноту - спасает девушку от неминуемой гибели от вывихнутой лодыжки в трехстах ярдах от ее жилища. А «принеся ее домой, оказался он герой»: молодой человек, представившийся Джоном Уиллоуби, обнаруживает неисчислимые таланты, все сразу.
И еще - он «наш человек». Сверив с ним списки «рекомендуемой литературы, песен и танцев», Марианна в мыслях (и не только!) «молвила: вот он!». А последующее за этим тесное знакомство только подтверждало правоту ее оценки! Заратустрино предупреждение об исполнении желаний дополнено теперь расширением: бойтесь людей, подтверждающих вашу правоту!
Какую тему ни затронула бы Марианна, у Уиллоуби готов ответ, не расходящийся с ее мнением. Какую бы книгу стихов она ни открыла, Уиллоуби готов декламировать с интонациями, одобренными райОНО, а иногда и наизусть. Марианна не перестает удивляться исключительному вкусу молодого человека, и ей ни на секунду не приходит в голову, что совпадение по стольким параметрам - признак шаблонности мышления. Они читают одних и тех же авторов, исполняют одни и те же романсы обязательно акцентируя любимые моменты того и другого: поднять бровь, закатить глаза, испустить томный вздох. Пошлость в шкуре уникальности.
Но это еще не все подводные камни. Уиллоуби, как это модно сейчас говорить, «отзеркаливает» Марианну до последней малозначащей детали. Для этого ему достаточно посидеть в ее компании несколько минут, а в дальнейшем у него набирается на нее полное досье «предпочтений». Как человек значительно более взрослый, к тому же мужчина, пользующийся куда большей свободой в обществе, он легко подстраивается под ее настроение и ее вкусы. А Марианна не видит разницы между правдой и презентацией. Она хочет верить.
На нашу эгоистку нашелся эгоист, который переэгоистит ее вчистую. Уиллоуби повышает градус ожиданий Марианны до максимального, причем в недопустимо краткий период. Марианна мнит, что она повелевает его сердцем, а на самом деле она только марионетка в умелых руках молодого фата. Помните, что я говорила о Марианне? Она не торгуется. Для нее неприлично «закреплять» права на руку претендента, право сердца первично. И ей кажется, что когда между двумя все сказано, договариваться о «гарантиях» - отвратительная практичность.
Я задаюсь вопросом, удержало бы воспитание Марианну от падения, или какого-то иного рокового шага, после которого ничего уже не поправишь? И сомневаюсь в этом. Марианне повезло, что случилась та цепь событий, которая вырвала Уиллоуби из круга ее существования. И я абсолютна уверена в одном. Вечер перед расставанием, когда Уиллоуби был особенно мил и многозначителен с Марианной, был последним пиром для уготованной жертвы. Уиллоуби уже получил непререкаемый приказ от своей тетки-покровительницы явиться назавтра в военкомат Сомерсет для прохождения срочной военной службы производства официального предложения руки и сердца одобренной кандидатке. Романтик Уиллоуби (если он им и был) с легкостью уступил место Уиллоуби меркантильному.
Но перед тем, как разорвать отношения с умной дурочкой Марианной, он рассыпает намеки, излучает обаяние и берет обещания вместе с прядью волос. Почему-то Джону Уиллоуби важно, чтобы выжженная земля, которую он оставит завтра, горела еще долгое время после его исчезновения. Если это не классический абьюз и манипуляция, описанные задолго до великих блоггеров нашего времени, то я просто подозрительная старая клуша.
Марианна претерпевает еще несколько неприятных и откровенно подлых выходок Уиллоуби, и становится сущим наказанием для семейства, разыгрывая свою драму в соответствии с собственными канонами о любви и страданиях. Ее эгоизм достигает невероятных высот и накала. И помочь ей ни в коем случае нельзя. Я уже упоминала этот феномен поведения как «не мешайте мне страдать». Придуман и описан он не мной, но так замечательно точен, что я склоняюсь перед авторитетом забытого мной автора. Очень «удачно» Марианна схватывает простуду, перешедшую в горячку. К слову сказать, несмотря на «каноны» она не умирает от разбитого сердца, хотя такие возможности были ей предоставлены, как минимум, дважды, и она выжала из них все. Банальный вирус сильнее требований романтизма. Но выздоровление, как от горячки, так и от Уиллоуби, неизбежно. Мы это знали, не так ли?
Неожиданно, Джейн Остин жалеет Уиллоуби и под занавес пытается с помощью неловких подручных средств обелить его репутацию. Насколько это возможно. Самым слабым из аргументов «в пользу» является подтверждение того, что этот фат любил-де Марианну «по-настоящему». Как знаете, Джейн, но ваш герой любовник все же трус, манипулятор и обманщик, в какую рамку не вставляй его портрет.
И если поведению Уиллоуби с Марианной можно найти какие-то оправдания, то совращение подопечной полковника Брендона уже никак не влезает в рамки «с кем не бывает». Хронология событий, не слишком, впрочем, ясная, показывает, что забеременевшую любовницу он еще толком и не бросил, как ему подвернулась Марианна. И страсть «оправдала» его поступок, так же как угроза лишения наследства из-за просочившихся слухов о его волокитстве успешно залила страсть к Марианне ведром воды. Старые грехи настигли Уиллоуби, и ему пришлось отказаться от Марианны.
Еще одна непростительная для джентльмена деталь: поведение Уиллоуби в Лондоне. Он мог бы (если до сих пор ему хватало совести мучать Марианну бесплодным ожиданием) развеять все ее иллюзии одним письмом. Или даже одной встречей, на которой можно было сказать: ну я пошутил, был гадом неосторожен с вашими чувствами, но игры кончились, вечно «не Ваш», Джон Уиллоуби. Нет, он играет в прятки, позволяя Марианне ронять себя и довести себя до полубезумия, а потом еще и обдает ее ведром холодной учтивости на балу. Только после этого он соизволяет прислать ей ее письма и ту прядку волос, которая, оказывается, никаким залогом любви не служила и ценностью для хранителя не обладала. Если это не трусость и манипуляции, то я клуша вдвойне.
Так же мало правдоподобной выглядит «перековка» Марианны в хорошую, чуткую девочку, которая осознала пагубность своего снобизма и признала за Элинор приоритет в страданиях по любви. Ээээ... не верю. И в последнюю очередь я приму за аксиому утверждение, что страдания и болезни облагораживают человека. Как бы не так! Они его делают еще более эгоистичным, а то и толкают в мизантропию.
Уиллоуби же избежал возмездия, если не считать женитьбу достаточным наказанием для нашего мотылька (насколько мы знаем, его брачное учреждение весьма строгого режима). Он продолжит очаровывать (когда это ему интересно и когда это безопасно) и играть кудрями в присутствии почти совершенно-летних особ, допущенных к балам. А то и переключится на особ преклонного возраста (35 и старше), и это будет гораздо более мудрой стратегией, несущей благодеяния и преференции.
Но так как нам наплевать на Уиллоуби, потому что он нам не родня, мы снова обратим свой взор на Марианну: с тревогой и надеждой. Несмотря на мое убеждение в некоей фатальной неисправимости Марианны, неспокойная душа которой берется за многое и ничего не доводит до конца, я хотела бы надеятся, что она найдет в полковнике Брендоне пусть не родственную душу, но мудрого и нежного супруга, поддержкой которого она не станет пренебрегать. И тогда ее внимание к другим людям не будет мимолетным и основанным только на чувстве вины за прошлые «ошибки».
Продолжение следует...