Матвей 3,5

Dec 22, 2013 04:53

Вот некоторые наблюдения и истории про Матвея. Стоит, во-первых, сказать, что кризис трех лет, с его вызовом и нервами, бывает, но проходит. И нервозность и гипер-упрямство и истерики,- практически все в прошлом. Никаких обгрызываний рук и ногтей я не замечала уже с осени. А главное, человек уже виден с ярким характером, но готовый к деятельному диалогу. Мне очень нравится, что у Матвея много истинно мужских, цельных качеств. Он понимающий, смелый, решительный, упрямый, и умеет добиваться цели. Готов совершать действия и отвечать за них. Вот несколько историй, которые меня в последнее время сильно поразили:

Первая произошла несколько дней назад. Матвей, как обычно куда-то залезая с использованием подручных стульев и ящиков - упал. Видимо, он ударился об каминную полку. Разбил себе нос. Я была в другой комнате. Когда прибежала, он выбирался из под стула и ужасно плакал. Понятно, было ему очень-очень больно. При этом он что-то лепетал, потом кричал. Когда я разобрала, то была поражена, -сквозь слезы услышала: «Мама, не бойся, мама. Это все скоро пройдет»…

Вторая история подревнее. Матвей еще не до конца перестал бояться ветра. Ветер прямо преследует его, тем более, что в нашем доме его хорошо слышно. Особенно на втором этаже. Особенно в спальне Матвея. Он боится, что ветер что-нибудь или кого-нибудь унесет. В одном из его любимых мультиков есть момент, когда ветер уносит Крота, вместе с зонтиком. Обычно Тюша тут вздрагивал, или просил «выключи, выключи». А тут, вдруг, сказал: «Смешной ветер, я буду смеяться». И громко, во весь голос, смеялся все то время, что ветер уносил зонт. Потом это повторялось еще несколько раз. Никто его пока над страхами смеяться не учил. Я думала рано, не поймет. И говорила только пугать страх-ветер. Топать ногами, или договариваться. Может, он сделал такой вывод после чтения одной из глав «Маленького папы» Александра Раскина, но все равно, - это его личное гениальное решение проблемы.

Последняя история была совсем уже давно. Но я ее не могу забыть. Как-то раз в комнату, где мы разговаривали с Тюшей, вошла бабушка. Стала меня о чем-то спрашивать, долго что-то объяснять. Матвей сначала слушал, а потом взял, и вытолкал без слов бабушку за дверь, и дверью хлопнул перед носом. Конечно, бабушка очень обиделась, ушла. Он сам понял, потому что когда я ему стала говорить, - «как нехорошо, надо словами, бабушка обиделась, надо извиниться», - он даже не удивился. Понятно, был его эмоциональный неконтролируемый порыв. С последующим раскаянием. После нескольких моих фраз про извинения, Матвей стал выходить из комнаты. Потом вернулся и говорит: «Я боюсь». Постоял, подумал, мы молчали. Пошел и извинился. Его простили, но он знает, бабушка иногда бывает очень строгой. Он боялся, но пошел.

Конечно, есть проблемы: и «неслушание» и длительные эмоциональные плачи по поводу любой неполучающейся мелочи, и кучи недоделанных дел (все же наш ребенок, похоже, холерик), и несобранность и неконтролируемые порывы злости. Но Матвей уже хорошо знает свои слабости и недостатки. Пока они ему просто не нравятся. Даже в мультиках. Там, где герои сильно переживают о том, что что-то не получается, или где герои так злятся, что что-то разрушают, - Тюша начинает кричать: «не хочу смотреть», «выключи». Это начало. Я считаю, что если это ему начинает не нравится, значит пройден первый шаг. Второй шаг, он начнет с этими недостатками бороться. Не сейчас, позже. У него есть на это время. И есть силы.

Несколько слов, может кому пригодится, о том, что мы с ним сейчас читаем и во что играем.

Хит последних месяцев, Борис Житков «Что я видел». Его же «Пароход» мы собираемся читать. Уже упоминала «Про маленького папу» А. Раскина, но я не стала бы безоговорочно рекомендовать эту книгу. Лучше читать очень разборчиво. Неожиданно, Матвей стал любить Михалкова. После Барто, Маршака, Заходера и английских стихов мне это кажется странным, но так. Очень нравятся аудиосказки Усачева «Школа снеговиков» и «Барабашка». Это не совсем для нашего возраста аудиокниги, но тоже неожиданно пошло. Еще Успенский, Линдгрен (про Карлсона, выборочно). Из стихов открыли для себя (поздновато) Джулию Дональдсон, особенно «Тимоти Скотт» нравится Тюше, поскольку он неравнодушен к котам.))

Играет Матвей последний месяц в основном в Лего. Он строит разные дома, гаражи и прочие очень замысловатые строения. Из настольных, ровно год назад он освоил бродилки, потом мемо-игры. Но на долго терпения его не хватает, конечно. В мемо максимум 6-8 карточек. Играем в мной придуманный вариант французской игры «Где Додо», с произвольными карточками. В фотографов (рассаживаем зверей, фотографируем, разбегаются, сажаем как на фотографии). В портреты (собираем из подручных материалов портреты семьи). Рисовать Матвей не очень любит пока. На последнее мое предложение нарисовать маму- начертил круг на листочке, после моих возмущений, где голова,- сверху начертил еще круг. На том все и кончилось. )) Из пентаминок игры «Катамино» мы строим башни, чтоб не рушились, или чтоб наоборот, побыстрее и пошумнее разлетались. Собирать пентаминки на поле Матвей пока наотрез отказывается. Зато любит играть в «Барабашку» (Geistesblitz), хорошая игра на внимательность. Пальчиками пока не очень владеет, ножницами резать не умеет. Любит лепить из пластилина, особенно выдавливать разные формы и делать «сладкий стол». Любит и очень здорово наклеивает, делает разные аппликации, с шаблонами и без. Вот, пока все. До новых дат.

Previous post
Up